1) Белорусская католическая/униатская деревня.
В деревне костёл и добрый ксендз. Российские чиновники убирают доброго ксендза и шлют злого: алкоголика, дебошира и вымогателя.
Злой ксендз пьёт, дерётся, отказывается хоронить покойных, пока ему не заплатят вдвое, подаёт в суд на недовольных. Деревня в ужасе, российские чиновники игнорируют жалобы.
Через полгода в деревню приезжает российский священник, хороший и мягкий.
Деревня, уставшая от дикого ксендза, медленно переходит в правословие.
Дикий ксендз, получив вознаграждение от Государя, едет в другую деревню.
2) В маленький белорусский хутор на взмыленной лошади прискакал российский жандарм и сообщает
- к вам едут казаки! кто не православный, того отправят в Томск! - на опушке показались казаки, страшные, как Томск. Селяне в ужасе дают жандарму подписки о том, что готовы перейти в православие. Казаки, помаячив на горизонте, уходят.
Цит. по книге "Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II"
Journal information