...В Одессу Илья Мечников переехал уже женатым – в 1869 году в Питере он обвенчался c Людмилой Феодорович. Но именно в Одессе она умерла (в 1873 году), и именно там Илья Ильич впервые попытался убить себя, а выжив, решил посвятить себя борьбе с болезнями и с туберкулезом.
Именно здесь он встретил спутницу всей своей оставшейся жизни, студентку Ольгу Белокопытову, ставшую не только любимой женой, но и верной помощницей.
Впрочем, кровь старшего Мечникова-анархиста давала о себе знать и в Одессе. В 1881 году народовольцы убили царя-реформатора Александра II, будучи свято уверены, что в итоге станет лучше. В итоге все получили Александра III и закручивание гаек. Мечников в 1882 году в знак протеста ушел с профессорской должности в университете и уехал на время в Мессину, в Италию. Именно там, по его же собственным словам, перевернулась его научная жизнь: он уезжал зоологом, а стал патологом.
Берег Средиземного моря сыграл важнейшую роль в открытии иммунитета человека. Мечниковы сняли небольшой домик близ Мессины, и Илья Ильич «не разгибая спины» изучал обитателей моря: к тому времени он уже открыл внутриклеточное пищеварение у простейших (амеб), и надеялся найти его у более сложных животных.
Лучшим модельным животным стала личинка морской звезды: она прозрачная. Мечников придумал вводить в личинки краситель кармин – и увидел, как некие блуждающие клетки «поедают» зерна кармина. Ему пришло в голову, что именно эти клетки должны составлять основу иммунитета, уничтожая попавшие в тело инородные тела и микроорганизмы. Для проверки своей теории Мечников сорвал в саду шип с розы и воткнул в личинку морской звезды. Наутро он увидел, что заноза вся окружена блуждающими клетками - фагоцитами.
Так была заложена теория фагоцитарного иммунитета, разработке и продвижению которой будет посвящена следующая четверть века жизни Ильи Ильича.
В 1883 году Мечников доложил о своем открытии на седьмом съезде русских врачей и естествоиспытателей в Одессе. Годом позже он уже наблюдал в микроскоп, как фагоциты в дафниях пожирают патогенных микробов.
А жизнь тем временем снова вносит свои коррективы: в 1886 году Илья Мечников вместе с одесситом Николаем Гамалеей открывает вторую в мире и первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. И что вы думаете? Одесские врачи, подкупив одесских газетчиков, устроили Мечникову настоящую травлю, основанную на том, что Мечников не оканчивал медицинский институт, и вообще – кто он такой по сравнению со светилами одесской медицины? Одесситы включились в улюлюканье прессы. А ранимый Мечников плюнул на Одессу, на Россию и уехал в Париж, к Пастеру, где и провел последние три десятка лет своей жизни, возглавляя крупнейшую лабораторию в Пастеровском институте, а потом и будучи заместителем его директора.
Конечно, он не порвал с Россией совсем – писал в журналы, приезжал – как иностранный специалист и нобелевский лауреат – в очаг эпидемии чумы в 1911 году… Французы считают его своим нобелевским лауреатом. И имеют на это полное право.
На фото - Луи Пастер, Илья Мечников и их пациенты.

Journal information