Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Формирование ценности в обществе




Каким образом можно привить обществу некую ценность? Допустим, мы хотим привить гражданам хорошие манеры. Как это сделать?

Первая мысль - ввести преподавание в школе. Но в этом случае мы получим ломание народа через коленку. Потому что все привыкли вести себя по простому, а тут внезапно какие-то уроки. Смысл их непонятен.

В обществе возникнет вопрос: зачем нужны уроки учтивости? Над ними будут все только смеяться, и это не будет настоящим прививанием учтивости. Скорее, напротив, от желания стать учтивым оттолкнёт.

Поэтому следующая мысль - любой школьный предмет такого рода должен обязательно иметь нечто вроде идеологической базы. В обществе сначала должна быть культивирована соответствующая ценность. Она должна очень медленно и грамотно насаждаться. В культуре, в фильмах, в литературе показывать примеры учтивого поведения. Неназойливо, чтобы людям хотелось походить на это. И органично, чтобы не чувствовалась искусственность, что данная ценность показана по заказу. Чтобы у людей была идентификация, желание подражать. Это должно быть показано убедительно.

И лишь когда в обществе будет создана соответствующая атмосфера, общественная потребность в учтивости, тогда люди будут готовы принять такие уроки в школе ("хорошо, теперь я буду знать что это такое"). Тогда эти уроки пойдут. Их примут в обществе. Все родители хорошо знают, что дети всегда задают вопрос: "зачем мне этот предмет в школе? Как он мне пригодится в будущем?"

Есть такое выражение – "каждая функция стремится обрести свою органику". Уроки в школе и есть органика. Но сначала должна быть функция. Если функции нет, запроса в обществе нет, то эти уроки будут не в коня корм. Органика будет лишена основы, она как бы повиснет в воздухе.

Самое главное - это запрос в обществе. Он должен быть заблаговременно сформирован. Например, в конце восьмидесятых годов в нашем обществе был запрос на свободу. Просто всех достал Совок с его бездной запретов и ограничений. И Ельцин ответил на этот запрос. Он всё и всех освободил и всё начало разрушаться.

Перегнули палку с запретами - в обществе возникает мощный запрос на либерализацию. Которая в наших условиях почти всегда связана с разрушением. Сейчас мы наблюдаем аналогичный процесс перегибания палки, новый виток запретов.

Запрос в обществе первичен. Но его еще надо уметь сформировать. Это не так просто. Это примитивный педогогизм, что "вот надо правильно воспитывать". Ввел уроки, и понеслось. Это как с уроками Православия - когда священники делают всё, чтобы оттолкнуть от христианства. Монахи ездят на дорогих машинах, патриарх на дорогой яхте, геи-епископы.... Хотя все они должны показывать примеры благочестия и воздержания. И эти уроки Православия - все будут просто сдавать экзамен и забывать. Или издеваться над ними.

Поэтому третья мысль - ещё до насаждения в обществе хороших манер, в нём должен быть живой пример их соблюдения. Некая значимая общественная группа, на которую все захотят походить. За которыми стремятся. Без такого примера, без персонификации ценности её насаждение в обществе также провалится. Собственно, здесь могут быть только две группы: правящая элита и телезвёзды. Они не только должны являть собою живой пример хороших манер, но и время от времени упоминать о том, как важно хорошее воспитание для продвижения вверх.

Почему в России женщины не носят шляпки? Потому что это стильно. Шляпка - вершина стиля. Надо быть очень стильной, с большим вкусом одеваться, чтобы грамотно подобрать шляпку. Наши женщины знают, что они не стильные, поэтому и не носят шляпки. А не стильные они потому, что им не на кого походить. Нет высшего света с хорошим вкусом.
До 1917 года высший свет был, на него стремились походить, стильно одеваться, и шляпки носили все. Даже горничные.

Формирование запроса, ценности в обществе - это очень трудная штука. Очень трудно грамотно сформировать, чтобы общество все это приняло, и это делается не за одно поколение.

Но и это не всё. Возникает четвёртая мысль. За весь процесс культивирования ценности - коль скоро мы внедряем её с нуля - должен отвечать обязательно настоящий энтузиаст. Или группа энтузиастов этого дела. Если просто назначить ответственного, то дело умрёт. Оно не будет протекать естественно. Для естественного, органичного протекания процесса, во главе его должен стоять человек, который "горит" этим делом.

Вот, например, во имя ложных коммунистических мифов был разрушен крестьянский уклад. И никто не хочет жить теперь в деревне. Вон, в Беларуси крестьяне имеют привилегии, дом давали за просто так, со всеми удобствами, ссуды под копеечный процент на 25 лет... Народ все равно переезжал в города, потому что жизнь в деревне не престижна. Нету в обществе запроса на жизнь в деревне. Это надо сформировывать как ценность. Здоровая жизнь, хорошие люди, чистые продукты, природа... Это надо долго насаждать. Вместе с системой государственной поддержки частного скотоводства, например, производить дешевые корма для животных, если в хозяйстве есть корова. Хорошие дороги к каждой деревне. Тотальная газификация. Множество льгот для крестьян. Чтобы деревенские жители не чувствовали себя людьми второго сорта. Это должна быть комплексная программа. А не просто так взять и трубить в рог, мол, давайте все езжайте в деревню. Так не делается.

Отсюда заключительная мысль: придерживающиеся новой ценности не только не должны чувствовать себя второсортными людьми. Следование ценностям должно быть выгодно, восприниматься как нечто современное, передовое. В противном случае всё вышеперечисленное будет восприниматься отжившими своё ограничениями, и вполне справедливо.
Разумеется, слово "выгода" здесь понимается расширительно. Например, как некие моральные бонусы. Скажем, если у парней хорошие манеры, то с ними лучше знакомятся девушки. Или легче устроиться на работу.

Таким образом, мы имеем логическую цепочку: группа, подающая пример - > энтузиаст - > создание атмосферы в обществе - > обучение детей. Теперь сравните с тем, как насаждается в России патриотизм.


Благодарность Котёнку за набор текста
Tags: диктофонные записи, психология
Subscribe
promo kot_begemott декабрь 9, 2014 04:34 86
Buy for 50 tokens
...Которые своей поддержкой делают возможным мой многолетний независимый блог. Я отдаю всё своё время текстам и материалам, выложенным здесь. Не остаётся возможности где-либо работать. Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments