
Амальрик ошибается. В статье "Просуществует ли СССР до 1984 года?" он заявляет, что русское понимание справедливости имеет "деструктивный характер". Типа, русская справедливость - это когда соседу хуже, чем мне. Он считает этот принцип универсальным.
Это совершенно неверно. То явление, о котором пишет Амальрик, называется эгоизмом. Русское понимание справедливости, напротив, противостоит эгоизму. И вот почему.
Если сформулировать русское понимание справедливости, то оно звучит так:
"Каждый должен иметь то, что он заслуживает. Точнее - то, чего он достоин".
В частности, если мы с соседом живём в одной деревне, у соседа две коровы, а у меня одна, то я задаю вопрос: чем сосед лучше? Ведь он такой же грешник, как я. Мы оба одинаково плохие, так почему же ему должно быть лучше, чем мне?
Отсюда радость над несчастьем соседа. Оно нас как бы уравнивает и ставит меня выше. Здесь уже работает не только универсальный принцип справедливости, но и мой индивидуальный эгоизм.
Высокими принципами никто не живёт. Они соединяются в личности с эгоизмом и прочими качествами, составляя причудливую индивидуальную констелляцию.
Справедливость - иметь некие блага заслуженно. А чем их заслужил мой сосед? Он такой же, как я. Оба одинаково грешные.
Итак, что мы видим в основе русского понимания справедливости? "Мы с соседом - НИЧТО. Мы ВСЕ ничто".
Вот если бы сосед был большим начальником - тогда да. Либо другой выдающейся личностью. Значит, заслужил. Если же оба одинаковы, то почему сосед имеет незаслуженное?
Рассуждающие о русской справедливости обычно не учитывают все эти промежуточные звенья. Не просто "пусть соседу будет хуже чем мне", но "пусть соседу будет хуже чем мне, если он имеет незаслуженное". Амальрик частный случай выдал за общий принцип.
Я езжу на старом "москвиче". А у соседа, ТАКОГО ЖЕ ЧЕЛОВЕКА КАК Я - "мерседес". Конечно, я буду рад, если его угонят. Ну, хотя бы в глубине души.
Теперь предположим, что у меня сосед - Владимир Высоцкий. Или Юрий Гагарин (мой любимый пример). Ему дарят иномарку. Я отношусь к этому с пониманием: он заслужил, он достоин. Если эту иномарку угонят, то я буду сожалеть, как о своей.
Более того. Я могу собрать сход всех жителей и выступить: "Вот, у заслуженного человека украли иномарку. Давайте скинемся, кто сколько может, и купим ему другую. Он того заслужил". И ведь отдадут последнее! И будут радоваться, даже гордиться, что отдают!
Здесь ключ к пониманию русского характера, в частности - русской жертвенности. Русский человек завистлив, жаден и эгоистичен, но он готов пожертвовать для другого последним, когда для него очевидно, что эта жертва восстановит справедливость, прежний порядок вещей.
Апостол Павел писал, "Бог во мне больше меня самого". Русский человек смело может сказать то же самое о справедливости.
Это справедливо, что у такой выдающейся личности, как Гагарин, есть иномарка. Это несправедливо, когда её угнали. Вне зависимости от того, если ли у нас всех такие же машины. Гагарин стоит всех выше. Это гордость всей нации. Наше, так сказать, всеобщее лицо.
Эта, казалось бы, частная несправедливость, разрушает справедливость общую, мировую.
Мы пожертвуем последним, чтобы иномарка снова у него была. Тем самым восстанавливается справедливость. От этого нам всем будет лучше. Нам от этого даже ПРИЯТНЕЕ. А вы говорите - радость от смерти его коровы...
Почему русские бабушки подкармливали пленных немцев? Из жалости? Не совсем. Пленный за колючей проволокой уже не есть враг, он своего рода мученик. Он имеет иной статус, чем военный с оружием и в окопе. Он уже повержен. Справедливо ли ему мучиться и голодать? У него же тоже мать есть...
Как видите, русская жертвенность существует не сама по себе, как некая неотъемлемая и из ничего взявшаяся часть характера. Она вторична и следует из того же самого принципа, по которому мы радуемся, что у соседа сдохла корова. Этот принцип всё объединяет. И основывается он, в свою очередь, на том, что можно условно назвать "постулат всеобщего ничтожества".
Меня поражает, насколько мы, русские, не знаем сами себя.
Почему немцы столь сильно поражались поведению русских бабушек? Потому что на Западе иное понимание справедливости. Оно связано с законностью напрямую. Справедливо то, что законно. Пока в законе не прописано, что пленных надо подкармливать частным порядком - западные бабушки вряд ли это будут делать. Конечно, отдельные исключения всегда найдутся... И воевали немцы не со свирепостью и зверством, как мы, но спокойно, сосредоточенно, упорно, с горделивым сознанием выполнения своего долга. Они делали то, что им положено. Выполняли правила.
Наше понимание справедливости и законности делает нас потрясающе свободными. Внутренне, разумеется. Эту бы свободу, да на благое дело...
Почему русские бабушки - да и вообще ВСЕ верующие - хотят видеть патриарха в роскошных одеждах и в барском лимузине, отчего с готовностью жертвуют на них? Потому что считают его достойным. Их ЛИЧНО будет задевать, если патриарх не будет одет во всё золотое и не будет иметь часы за 100500 мильонов. Это несправедливо. Он всю эту роскошь заслужил. Он её достоин. Несправедливо, если патриарх - при его-то статусе! - будет одет в старое рубище. Хотя, по большому счёту, из учения Христа вытекает именно это. Но, как мы знаем, нормальные люди высокими истинами не живут. Эмоциональное восприятие мира важнее.
Патриарх - лицо церкви. Русский человек так устроен, что хочет видеть лицо красивым. Невзирая на любую, самую грязную начинку. Для нас лицо, внешность, важнее, чем суть.
Отсюда же - и русские храмы сплошь в золоте. Святое и должно быть золотым. Оно того достойно. Чтобы всем сразу было ясно, что оно святое. Русский в этом смысле совершенный ребёнок. Он обожает блестящую упаковку. Уж сколько раз он на неё покупался! В том числе и в отношениях с Западом...
Теперь вспомним протестантские храмы на Западе.
Наконец, самое главное, о чём мало кто задумывается. Все эти построения основываются на постулате, что все, простые люди - слабые и грешные. Иными словами, мы все - ничтожество. Мы все одинаково ничтожны. Никто не лучше другого. Вот основа нашего отношения друг к другу. Слабо это признать? Слабо признать, что у нас не может быть ни нормальной конкуренции, ни гражданского общества - в этих ужасных обстоятельствах? И не будет никогда...
Никто не может и не должен иметь больше другого. И если вторая корова у простого соседа (такого, как и я) сдохнет, я радуюсь - восстановлен универсальный принцип справедливости. Я даже готов помочь ей сдохнуть)) А вот если у заслуженного соседа сдохнет корова - я огорчаюсь и тоже готов помочь - в приобретении новой. По той же самой причине.
Как видите, не всё так просто. Нет однозначной радости от смерти соседской коровы, сферической и в вакууме. Принцип применяется достаточно гибко. Он учитывает разницу сословий. Кому что положено...
Всеобщий принцип справедливости нейтрализует - или, по крайней мере, частично умаляет - тотальное ничтожество...
Заслуженные люди - не ничтожества. Они особенные. Они ИЗ ДРУГОГО ТЕСТА. Учёные, политики, святые... Им ПОЛОЖЕНО. Нам - нет. Поэтому мы втайне презираем (и даже ненавидим) друг друга, а их уважаем. Пусть даже втайне, бессознательно, на словах величая себя оппозицией.
И мы с пониманием относимся, когда закон нарушает тот, КОМУ ПОЛОЖЕНО. В тексте за 2015 год ("Важнее, чем закон" - https://kot-begemott.livejournal.com/2323953.html) я показал, что никто не стал бы штрафовать Гагарина даже за грубое нарушение ПДД... Теперь продлите эту логику на все власти. На всю русскую жизнь...
Для русского человека равенства не существует. Оно есть только внутри каждой страты.
На этом грустная русская логика, однако, не кончается. Весьма продвинутый специалист в данной проблематике, мнением Которого нельзя пренебрегать - Иисус из Назарета - вывел очень интересный принцип: "у каждого прибавляется то, что он уже имеет" (Мф. 13:12). Если мы все - ничтожество, то, очевидно, можем и даже должны стать ещё хуже, ЕЩЁ НИЧТОЖНЕЕ. Какой отсюда следует вывод? Надо помешать человеку испортиться. Как можно больше ему запретить.
На Западе, замечу, прямо противоположный принцип - "каждый человек хорош и надо помочь стать ему ещё лучше". Люди и там, и там примерно одинаковые. Однако ДУМАЮТ они о себе совершенно по разному. Потому и ОТНОСЯТСЯ друг к другу иначе. Отсюда и дьявольская разница между нашими цивилизациями. Отсюда и западный успех. Куда как хорошо развиваться, когда тебе все доверяют, а государство всячески помогает - вместо того, чтобы, как у нас, постоянно вставлять палки в колёса... А что ему ещё делать, когда все только и норовят упасть?
Именно поэтому на Западе разрешено всё, что не запрещено законом. В России же наоборот - запрещено всё, что не разрешено. Это следует из отношения к себе и другим. Оно первично. Чтобы уж совсем вас огорчить, имею сообщить, что это отношение является архетипическим, базовым. ЕГО НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ - даже при всём желании. Но можно учитывать и даже конструктивно использовать.
Мы прекрасно понимаем, даже чувствуем собственную низость и готовность пасть ещё глубже. Понимаем и то, что нужен некий внешний, удерживающий фактор, этакий "кнут", который этому воспрепятствует.
И мы рассматриваем ВЛАСТЬ как практически единственного удерживающего, не дающего нам пасть окончательно. А русской жизни скатиться в полный бардак (как оно и было, когда власть на Руси ослабевала).
Русская власть может быть только сильной. Для нас это важнее, чем соблюдение ею законов. Законы - это мелочь по сравнению с разливанным морем говна. Понимаете теперь, почему они не соблюдаются? Тут не до законов.... Вот почему у нас везде только одна сила...
Русский не верит в себя. Русский в глубине (очень большой глубине) презирает себя. Он ноль, ничто, имя прилагательное. А верит он только во власть, силу и справедливость. А вот вместе с ними он может горы свернуть. Отчего русским так важно, чтобы власть была справедливой. Ставила справедливость выше себя. Правильная русская власть обязательно должна быть в этом на нас похожей. Она может ставить себя над законом, если уж так надо - но не над справедливостью. Такой власти - при условии, что она вдобавок сильная - мы будем подчиняться с удовольствием. Сила, справедливость и власть должны идти рука об руку.
А что ещё нам может помочь? Уж не Христианство ли? Мы же все ничтожество, какое нам ещё Христианство? Не в коня корм... "Русский народ - богоносец"? Ага. Но только когда к гнилой общей массе прибавляют отдельных святых выскочек. За счёт них - да, точно богоносец. Мы смотрим на золотые маковки храмов, и нам кажется, что ВСЯ Русь сияет от золота. Эти маковки позволяет нам забыть - или, как минимум, не замечать - то дерьмо, в котором мы живём.
Я не знаю, помогают ли они нам стать лучше. Надеюсь, не дают стать хуже...
Именно отсюда - уважение русского человека к СИЛЕ. И к власти. Вот оно откуда всё идёт. Вот как оно всё запущено. А вы говорите - "рабская натура русского человека..." Если бы она была рабская....
Journal information