Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Русский человек и творчество




Общий подход к проблеме новых образовательных программ. Беседа с Алексеем от 26.12.2017. Расшифровка диктофонной записи.

Все, рассуждающие "нам нужна другая, более современная школа" ошибаются.
Потому что вырывают образовательный процесс из общего культурного и даже религиозного контекста.
Сначала нужно задать вопрос: что есть русский человек? Что и как в нём можно изменить, и надо ли?
А то, как всегда, начнут пытаться переделывать его путём очередной реформы системы образования. А переделать невозможно. И уж точно не через образование.
Русского ребёнка хотят сделать творческим. Введя "более творческое" образование. Вместо того, чтобы задаться более широким вопросом: а русскому человеку вообще нужно творчество - в его массе? Может, он хочет получать плоды творчества, а не участвовать в прогрессе?
Не разобравшись в самом главном, нет смысле менять частности. Прививание их приведёт к противоположному результату.


И: Русский человек, он вообще говоря по своей натуре любит стабильность. Ему нравятся плоды прогресса, но не участие в прогрессе. Хотя бы потому, что иначе у нас бы нашёлся весомый процент людей, которые бы хотели участвовать в прогрессе начиная с 91 года. Изобретения бы какие-нибудь делали, мыльницы какие-нибудь новые или оригинальные спиртные напитки... Но ведь мы же ничего этого не видим. Автопромышленность, которая является в значительной степени зеркалом прогресса, в каком она у нас всегда была положении? Вот пожалуйста, лучший образец - олигархи пытались выпускать всякие автомобильчики и что у них получилось? А между прочим крупные производители, как Форд, он же первый автомобиль вообще в гараже начинал делать. Конечно, в XXI веке уже не сделаешь в гараже, но можно багги какие-нибудь выпускать. Я просто хочу сказать что для меня очевидно, что русский человек не то чтобы противник прогресса, а прогресс существует для него в другой плоскости, другом пространстве. Западном пространстве. Другое дело что возможно, Пётр I же пытался переключить русского человека на прогресс, я кстати нашёл цитату Петра, я её потом может быть тебе зачитаю. Одним словом базовые свойства русского человека не дают ему участвовать в прогрессе. Вот давай такую вот мягкую формулировку. Не только русского человека, но и русской системы. Чиновничья пирамида, здесь вообще всё. Всеобщее воровство, наймёшь работников, они бы половину болтов домой растащили. Американские рабочие не воруют, я думаю что у Форда рабочие не воровали. То есть русский человек не заточен под прогресс так, как американец. К чему я всё это клоню? А всё на самом деле просто. У нас смотрят какая система образования на Западе. И видят, что она готовит не столько эрудированного человека, особенно в Америке, сколько человека, который может найти какие-то нетривиальные ходы, нетривиальное отношение к проблеме. То есть она учит его творческому отношение к проблеме. И пересаживают к нам эту систему образования в надежде что она переделает натуру русского человека. Что такое вообще система образования? Она практически всегда адекватна культуре, религии, она всегда есть отражение культуры и религии. Она отвечает на те запросы, которые ставит перед собой данная нация. А какие запросы ставит наша нация? Два запроса - либо ты живёшь здесь и участвуешь в вывозе полезных ископаемых, либо ты уезжаешь на Запад и там устраиваешься. Третьего у нас нет. У нас нет возможности продвинуться. Если кто-то начнёт выпускать новые мыльницы и дело пойдёт, то у него просто отожмут производство. Какой дурак будет вкладываться в производство в этой стране? И вот здесь у меня возникло ощущение, что я чувствую мысль, но не могу её сформулировать, короче говоря, это усугубляет ситуацию. Скажи, как это усугубляет? Нам как всегда подсовывают результат вместо процесса. Мне кажется, что самое первое, что приходит в голову, что этот творческий подход русский человек будет использовать не для того, чтобы развивать производство, а для того, чтобы воровать. Пойдёт в программисты и будет банки взламывать, чем плохо?

А: Когда ты готовишь изначально творческих людей, то их всех надо работой обеспечивать, а если мест нет, то им говорят: "идите улицы подметайте".

И: Это чисто практический аспект. Я имею ввиду другой момент. Русский человек не заточен на творчество, а ему начинают подсовывать образовательную программу, которая якобы должна

сделать из него творческого человека. То есть переделать его природу. Всё больше раздаётся голосов, Привалов статью написал год назад, что наша система образования не соответствует западным стандартам. Не соответствует современной творческой личности. Но русская личность - она не творческая!

А: Так тут куча моментов, а что такое творческая личность? Я не знаю. Что они имеют ввиду под творческой личностью?

И: Имеется ввиду именно предприниматель.

А: А что, предприниматель обязательно творческая личность?

И: Ну понимаешь, если мы возьмём Запад, например Цукерберг, он придумал Фейсбук. Кто-то придумал Гугл. Кто-то придумал Амазон. Это не творческий подход? Это изобретение нового.

А: Но это не означает, что они бизнесмены такие крутые, умеют вкладывать деньги и всё прочее. Они просто получили ренту со своего изобретения и всё.

И: Да, но они изобрели. То, что они имеют ренту, так имеют право, но они изобрели. У нас же как хотят получать ренту? Не изобретая.

А: А у нас вообще хотят получать ничего не делая.

И: Просто огораживаются все автостоянки и теперь платите. Вот и поступают денежки в бюджет. Ничего делать не надо. Достаточно огородить автостоянки и каждый автолюбитель заплатит 3 тысячи в год за то, чтобы ставить машину. Пожалуйста - бизнес по-русски. Это называется не бизнес, это называется "урвать". Я читал давно-давно, лет 20 назад, на американский рынок вышла новая почтовая фирма. Частная компания, занимающаяся почтовыми перевозками. В первый день работы, чтобы показать что она лучше всех всем американцам выслала по торту над дом. В каком-то штате или всей Америке, сейчас уже не помню. Они выслали торты, чтобы показать насколько быстро всё доходит и не успевает испортиться. И торты были доставлены в тот же день. Вот это - творческий подход. И вот я чувствую, но не могу схватить эту идею, что русский человек, не создан для творчества, он создан для покоя, стабильности. Ему навязывают систему образования, содранную с совершенно иной культуры. И возникнет противоречие. Я чувствую это противоречие, но не могу сформулировать. Скорее всего получится так, что русский человек нахватается вершков и не будет иметь корешки. Ну и наконец возникает ещё один вопрос. А Кулибин - это русский человек? Опровергает ли пример Кулибина мои рассуждения?

А: Скорее доказывает.

И: Почему? Потому что он - исключение?

А: Нет. А какова его судьба? Он там несколько часов сделал подарок, а все его проекты были нафиг не нужны. В России он не получит выхлопа. Вот эти игрушки удивили правителей и всё. Прикол Кулибина в том, что он будучи талантливым ничего не сделал.

И: Я сейчас читаю Вернера Зомбарта, того самого, который написал "Евреи и хозяйственная жизнь", он рассматривает как развивался капитализм. На Западе в XVI или XVII веке был такой интересный период, когда среди народа появилось очень много авантюристов- прожектёров, которые предлагают какую-то новую идею и ищут людей, которые готовы её спонсировать. Причём среди них были как откровенные мошенники, которые просто хотели раскрутить богача на деньги, так и люди, которые выступали именно с интересными идеями. И находилось достаточно много частных людей, которые их финансировали. Хотя конечно, большинство идей были бредовые. Это было как мода, как национальный вид спорта. Люди, которые хотели заинтересовать частных инвесторов. У нас, во-первых, не было такого большого движения авантюристов, а во-вторых, у нас никогда не было частных инвесторов, которые будут рисковать и вкладывать во что-то новое. У нас всегда вкладывают во что-то знакомое. У нас не любят рисковать. И вот здесь я хотел бы сказать одну интересную вещь. А возможно что русский творческий тип, тип творческого человека, отличается от творческого человека на Западе. Знаешь чем? Творческий человек на Западе всё равно остаётся практичным. Он всё равно в конечном счёте имеет ввиду что он с этого получит. И надеется получить. Бескорыстных изобретателей на Западе не было. Вот даже взять Эдиссона - это же был рвач и хапуга. На Западе изобретательство - это в какой-то степени продолжение развития западной культуры, этих алхимиков, каких-нибудь XII-XIII веков, этих деятелей эпохи Возрождения, этих авантюристов XVI века. Западный изобретатель - он наследник 500-летней культуры изобретательства.

А: Да, когда есть идея и есть возможность её реализовать. Попробовать по крайней мере. Есть фишка, что можно попробовать, может получится, а может не получится. Вот эта установка на то, чтобы попробовать - она тоже очень много стоит и она не появляется сразу.

И: Вот мне кажется, что творческий русский архетип - это совершенно другое. Это идеалист, который существует вне всех, и который готов бросить вызов всем и системе.

А: Так он своим существование вызов бросает, даже если он не хочет никаких вызовов.

И: Нет, вот вспомни советское время, как изобретатели-рационализаторы пытались пробить свои изобретения, сколько они пота и крови пролили. Хотя там было всё просто и очевидно. Вот какое-то изобретение, железку отпилить и всё, полмиллиона в год государство имеет прибыли. Но нет, им это не надо, они говорят: "вот пусть сначала утвердят те" и никто из начальства не хотел брать на себя ответственность. Но ведь сейчас же в принципе то же самое! Тогда была ответственность за подпись, а сейчас ответственность за деньги. И никто не хочет её брать. Поэтому я утверждаю, что русский изобретатель на самом деле является выскочкой, parvenue, а не логическим продолжением русской натуры. Это человек, который идёт вразрез со всей нашей культурой. Интеллигенция - разве не выскочки? Простой народ, те 85%, как они относятся к интеллигенции? Мы для них - выскочки. Мент повяжет, что первым делом спросит? "Тебе что, больше всех надо?" Нормальный человек что ответит? "Я как все". А интеллигент что скажет? Он скажет: "да, мне надо больше всех, мне нужна справедливость для всех". Русский изобретатель идёт в противоречие с нашим архетипом. Русский человек не изобретатель по своей натуре. Даже если он что-то изобретёт, то для себя, для своих друзей. Как хобби. Вот я рожаю идеи и у меня нет ни малейшего желания их пропихивать. Нет на это душевных сил. Если бы я их пропихнул, может всё было по-другому бы? Развитие России по другому бы пошло? Хрен его знает. Мне лень этим заниматься.

Вот это то, что я хотел сказать. Система образования, заточенная на то, чтобы сделать человека творческим, она сделает его не творческим. Потому что натуру человека переделать невозможно, архетип не переделывается.


Благодарность Алексею К. за набор текста
Tags: Восток - Запад, диктофонные записи, педагогика, русское
Subscribe

  • Для тех, кто любит умное

    Весь мировой расклад от Л. Крутакова Сами Ротшильды были кем угодно, но только не пацифистами; они нажили своё состояние, финансируя войны, они…

  • Пустячок, а приятно

    Самое загадочное, что встретилось в политике за последние годы - почему солидные западные СМИ несколько раз называли точные дату и время…

  • Грамотный пиар оленевода

    Как пиарят Собянина: жулики из Boston Сonsulting Group сделали два "исследования". Одно цитируется на русском языке на сайте BCG, и там Москва - о…

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments