Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Нечто парадоксальное




В своё время я написал текст, что всё настоящее никак не проявляется.
Это было не совсем точно - не проявляется без необходимости.

Например, если мы смотрим игру талантливого пианиста, то нам кажется, что играть легко. Мы и сами так могли бы. Только чуть-чуть позаниматься. Колоссальный труд как бы "снят" в великолепной фортепианной технике, мы не замечаем его. Его как бы и не существует - есть лишь одна музыка. Это и есть уровень настоящего исполнительского мастерства.

Когда мы общаемся с умным человеком - по настоящему умным - то он никогда не подавляет нас своим умом. Более того: создаётся ощущение, что то, что мы узнаём от него, мы и раньше знали. Всё это так элементарно)) Самую трудную вещь умный человек может объяснить простыми и понятными словами. Ему ни к чему прибегать к сложной, вычурной академической лексике.
Общаясь с нами, умный человек как бы жертвует своим умом - во имя лучшего взаимопонимания. Так проще понять его идеи))) Колоссальный труд по изучению материала становится как бы незаметен - на поверхности оказывается лишь нечто простое и понятное даже неспециалисту. Это и есть уровень настоящего ума.
Может ли быть по-настоящему умным тот, кто кичится своим умом? Кто постоянно подчеркивает наше невежество? Кто подавляет нас заумными словами?
С умным человеком обязательно легко. Вообще, естественность, простота, лёгкость - главные критерии подлинности.

Сильный человек - по настоящему сильный - никогда не будет кичиться своей силою. Он проявит её в случае необходимости. Он как бы жертвует своей силой. В компании сильного человека и мы чувствуем себя сильными. Может ли быть по настоящему сильным тот, кто постоянно хвалится своею силою? Подчёркивает, что он гораздо сильнее нас? Скорее, это свидетельство слабости. Но уж никак не подлинной силы.

Настоящий, качественный, дорогой, со вкусом сделанный женский макияж практически незаметен. Иногда бывает непонятно, есть он, или нет. Яркий "боевой раскрас" - это уровень советских продавщиц и проституток. Моветон.

Ю.М. Лотман пишет, что русский дворянин - за счёт специфического воспитания, включавшего в себя, в частности, уроки манер, фехтование и больные танцы - мог легко, просто и непринуждённо держать себя в любой обстановке. Он не заботился об этом - естественность и выправка были у него в крови. У дворянина вообще всё было просто и со вкусом, Дворяне мгновенно отличали своих от чужих по естественной осанке. Пушкин иронизирует в "Евгении Онегине", описывая небольшую сценку на московском балу:
И путешественник залетный,
Перекрахмаленный нахал,
В гостях улыбку возбуждал
Своей осанкою заботной,
И молча обмененный взор
Ему был общий приговор.
Хорошо воспитанный дворянин никогда не стал бы показывать своё превосходство, разговаривая с человеком низшего звания. И с ним он держался бы непринуждённо, просто и легко. Ему это не нужно - истинное благородство и так часть его самого.

Можно ещё несколько примеров привести, но я остановлюсь на самом интересном. Как ни странно, то же самое относится к христианский святости. Когда общаешься со святым человеком - в смысле, стяжавшем плоды Духа Святого - создаётся офигительное, ни с чем не сравнимое ощущение, что святость разлита везде в мире. Сомнения, что Бог существует, не возникает даже у атеиста. Неверующие отходят от такого человека с выпученными глазами: ""так вот каково оно, настоящее христианство!" Самолично наблюдал.
Настоящий святой никогда не упоминает о его святости. Она для него вообще не существует. Он считает себя грешником. И нам в общении с ним легко. Он не подавляет нас своею душевной чистотой, но заставляет почувствовать собственную. Мы начинаем хотеть быть на него похожими. Ну, это мне так повезло))

Теперь применим то же самое к величию. Что мы имеем?
Великий - тот, кто никогда не кичится своим величием. И даже не заявляет о нём. Для которого его величие как бы не существует. Кто не считает себя более великим, чем другие. Кто не смотрит на них свысока. Кто как бы жертвует своим величием во имя взаимопонимания и единства.

А тот, кто постоянно трубит о своём величии - кто он? Точно ли великий? С ним будет легко? К нему кто-нибудь потянется? Кому будет хорошо от его самовосхваления?

P.S. Кроме того, особенность настоящего в том, что он с готовностью и даже радостью обнаруживает то же самое в других. Он не ревнив. Талантливый композитор с радостью обнаруживает талант в другом. Настоящий пианист искренне восхищается игрой другого пианиста. Талантливый столяр радуется успеху своего ученика.
Тогда и подлинно великий с радостью должен обнаруживать величие в других.
Tags: проблема величия, философия
Subscribe
promo kot_begemott декабрь 9, 2014 04:34 96
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Ещё есть карта ВТБ-24: 5278 8300 4920 8709 Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments