Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Выступление против власти




Захотелось философски осмыслить историю с пляшущими лётчиками-курсантами

Нетрудно видеть, что в этой истории есть два аспекта.
Первый – чисто игровой. Я не склонен интерпретировать поведение курсантов как некое злостное хулиганство. Их танец в форменных фуражках - не что иное, как то самое антиповедение Бахтина. Это последнее, по его мнению, обязательно включало обнажение телесного низа. Курсанты использовали фуражки именно для того, чтобы придать действу смеховой, антиповеденческий аспект.

Ведь что такое форменная фуражка? За счет наличия герба и прочих вставок, она символизирует как принадлежность к определённой корпорации, так и местоположение в ней. То есть фуражка есть знак службы, подчинения определённым правилам. Когда нас останавливает полицейский и прикладывает руку к фуражке, он тем самым не "отдаёт честь", как думают многие, но показывает рукою на неё. Мол, я выступаю не как частное лицо, но официальное, представитель государственной структуры, разговариваю с вами по долгу службы, имеющей вот такой герб. Наличие фуражки (а равно и погон) - честь для служилого человека, а срывание их - бесчестье.

Использование фуражек в танце "Satisfaction" (да, собственно, в любом танце) есть в определенном смысле профанирование государственной символики, надругательство над нею. То есть - использование её в извращённом смысле, как то и описывается Бахтиным. Это не великое преступление в светском государстве, скорее - некоторый кураж. Но в высоком, религиозном смысле (ведь светская символика есть часть светской же религии) это, конечно, надругательство над святыней. Для тех, кто считает служение Отечеству святым долгом, а не только способом зарабатывания денег это очевидно.

Именно поэтому есть вероятность, что всегда найдутся блюстители нравов, которые будут разозлены таким использованием.

Второй момент. Молодежь во все времена всегда хулиганила. Это совершенно нормальное дело. Пушкин, в самый разгар театрального представления вставал и орал на весь зрительный зал: ”Пора начинать, по Неве идет лед!”. Это означало, что пора начинать свергать царя, поскольку в Петропавловскую крепость, где находились камеры предварительного заключения для бунтовщиков, попасть было невозможно.

У молодёжи есть внутренняя потребность похулиганить. Это и способ выплескивания излишков энергии, и способ самоутверждения в мире, доминируемым взрослыми, и даже способ познания мира - на излёте детства. Это совершенно нормально, и молодёжь всегда этим занималась. И будет заниматься.

Но дело в том, что молодёжь во все времена составляла замкнутую и, некоторым образом, даже законспирированную субкультуру. Все игрища и хулиганства всегда были скрыты от посторонних глаз. О них знали исключительно в кругу своих.
В той, традиционной культуре, было весьма чёткое разграничение между личным и общественным.

В наше время значительная часть смысла не только молодёжного хулиганства, но даже и жизни в том, чтобы сделать его достоянием общественности (через Интернет). В прошлом скрыть такое хулиганство, эту игру от мира взрослых, готовых осудить со своей скучной взрослой колокольни было в значительной степени обязательным. Наши молодые люди пошли по пути демонстрации другим. В этом случае всегда есть риск нарваться на общественное осуждение. В обществе всегда найдутся те, кто будет это осуждать, особенно государственные чиновники.

Тем не менее, танцуя таким образом, профанируя государственную символику и выкладывание это бесчинство (это слово наиболее применимо в данной ситуации) на общее обозрение, наша молодежь поступает несколько необдуманно, на свой страх и риск. Это своего рода лотерея. В одном случае прокатит, в другом нет. Как звезды встанут.

Римляне говорили, что есть вещи, которые не стыдно делать, но о которых стыдно говорить. Так вот: есть вещи, которые вовсе не обязательно выкладывать в Интернет. А выкладывая, осознавать степень риска.

Возможно, читатель ждет от меня определенного вывода, хорошо поступили наши танцоры, или нет. Могу сказать лишь следующее: сам по себе танец ничего катастрофического, ниспровергающего основы не содержал. Не думаю, что - опять же, взятый сам по себе - он мог бы предопределить дальнейшую деградацию танцующих, отчего они непременно стали бы плохими специалистами. Скорее, наоборот: это свидетельствует об их нормальности, правильном психическом развитии, способности отнестись к делу с юмором. Не "их поведение свидетельствует о склонности к извращениям", как пишут иные, не слишком дальновидные люди, но, напротив - извращённость их поведения свидетельствует о нормальности. Потому что нормальному молодому человеку иногда нужно поизвращаться. В меру, конечно.

А вот к курсанту, который демонстративно оказался бы в стороне, да ещё осудил бы товарищей, я бы присмотрелся... Следует ли ему водить самолёты? Он будет либо философом, либо политиком, либо подлецом (обычно два последних - это одно и то же). Не забудем бессмертное: "что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих".

Настоящая проблема не в танце и вопиющем падении нравов. Если почитать литературу любого письменного периода человеческой истории, то мы наткнёмся на постоянные жалобы взрослых о падении нравов молодёжи - начиная от Древней Греции и Рима. Думаю, на Вавилонских стеллах тоже об этом есть. Нравы молодёжи всё падают и падают, но мир почему-то стоит. И даже помаленьку развивается.

Проблема заключается в том, что Интернет разрушил границу между личным, скрываемым от общества, и общедоступным. Мы смотрим на курсантов как бы одновременно с двух точек зрения: во-первых, с чисто личной, когда мы понимаем, что они и могут и имеют право побеситься - как и любая молодёжь. Взрослыми и скучными они ещё стать успеют... Со временем перебесятся - и станут такими, как все. Как там писал Пушкин? "Будь молод в юности своей".

С другой стороны, мы являемся представителями общества, которое требует от людей соблюдения приличий. Хотя бы внешних, на уровне показухи. Это не пережиток прошлого - от соблюдения правил (в том числе и неписанных) жизнь становится и легче, и комфортней, и проще.

Это противоречие - на настоящий момент - является неразрешимым. Поскольку не вполне ясно, чем является Интернет: личным местом, или общественным. Моя личная страница на Ютюбе точно ли является только моей? Каждый может толковать, как ему вздумается. Соответственно своим интересам. В интересах чиновников всех рангов - сохранение status quo. Отчего они, конечно же, будут категорически против танцев в форменных фуражках)) Дай им волю, они бы всех нас заставили носить фуражки и ходить строем. Чиновникам выгодно превращение всей страны в армию. Или концлагерь. Уж отечественным - на 100 процентов.

Если я танцую, крутя жопой у себя дома, то это как минимум никто не должен видеть. Если же я выкладываю это, то я должен быть готов к тому, что меня не только поддержат единомышленники, но и осудят. Кто окажется сильнее? - вот вопрос.

А ещё мне почему-то подумалось - чем шире будет распространяться волна танцующих полуголыми под "Satisfaction", тем более это движение будет иметь оттенок фронды. Выступления против власти. Так будет - не знаю, почему.
Tags: культура, на злобу дня, философия
Subscribe
promo kot_begemott декабрь 9, 2014 04:34 96
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Ещё есть карта ВТБ-24: 5278 8300 4920 8709 Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment