Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Бонусы, получаемые от духовности




Какие задачи были поставлены Богом перед Адамом? Объективно - только две.
Первая - возделывать Эдем ("поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его - Быт. 2:15). Что это означает? Отнюдь не заботиться о пропитании. Этой проблемой Адам озаботился сразу после изгнания, причём Бог отдельно указал, что еду придётся добывать в поте лица.

Эдем был "выделенной точкой", где через посредство Адама реализовывалась Божья воля. Постепенно расширяясь, Эдем должен был охватить всю землю.

Вторая - владычество и познание мира. "Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт. 1:26). Бог приводит к Адаму зверей, чтобы посмотреть, как он их наречёт. В древней традиции, наречение имени означало приручение. Однако такое наречение позволяло и отличить одного зверя от другого, выстроить классификацию. Это рысь, это пантера, а это тигр. Все они кошки, и все - млекопитающие. Отличая их друг от друга, мы поневоле включаем рациональность.

Православная церковь учит нас, что после того, как Адам совершил своё прегрешение и был изгнан, перед ним встала иная задача - борьба с собственной греховностью. Нам заявляют, что прежние задачи были как бы похерены. О них следует забыть, и переключиться на самое главное. Но почему?

Церковь ставит нас перед ложным выбором. Она говорит: либо одно, либо другое. Получается, что возделывание - теперь не Эдема, но земли - в принципе несовместимо с задачей преодоления греховности. Но ведь это и есть тот самый лёгкий путь, "широкие врата". Кто сказал, что одно несовместимо с другим? Что одно исключает другое? Что преодоление греховности первично, и должно непременно идти в отрыве от земного делания?

Православие говорит: сначала преодолейте свою греховность, стяжите дух кротости, а потом уже будете заниматься познанием/усовершенствованием мира. Нетрудно видеть, что до усовершенствования мира в таком случае дело вообще никогда не дойдёт. Борьба с собственной греховностью - дело бесконечное. Кроме того, бес силен, а падшая натура лукава. Она вполне может представить дело так, что борьба с греховностью будет всего лишь ширмой, прикрывающей любовь к стабильности и ничего неделанию, а попросту - лени.

Впрочем, и с преодолением греховности тоже не всё оказалось так уж гладко. Достаточно посмотреть на всю нашу историю. Узнать, как обстояло дело за последние 1000 лет в православных монастырях. Как там обстоит дело сейчас. Какие примеры подают своей пастве архипастыри...

В результате, в нашей цивилизации мы не видим ни того, ни другого - ни усовершенствования мира, ни особенных успехов в улучшении благочестия.

Благочестие и духовность - вообще, очень удобные штуки. Можно ничего не делать, прежде всего - усилий над самим собой - но говорить всякие красивые и вдохновляющие слова. И самому верить в глобальность свершений, и всякие бонусы с этого иметь...

Возникает резонный вопрос: а не оттого ли у цивилизации, которую строят православные, нет успехов ни в одной области - что одно дело воспринимают в отрыве от другого, и предлагают сосредоточиться лишь на духовных ценностях? Почему же тогда Бог заповедал возделывать рай?
Tags: ecclesia, богословие, культура, проблема развития, философия
Subscribe
promo kot_begemott dicembre 9, 2014 04:34 96
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Ещё есть карта ВТБ-24: 5278 8300 4920 8709 Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments