Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Ниспровержение "теории малых дел"




Расшифровка диктофонной записи. Беседа с Алексеем от 31.01.2018

И: На днях Слепаков написал стихотворение, где призвал всех не заниматься хернёй, не рассуждать о политике, а каждому хорошо делать своё дело на своём месте и тогда всё изменится. Я хотел бы чтобы ты сначала изложил своё мнение почему у нас в России это не работает. Почему это не будет работать? Вот ты хорошо делаешь своё дело и что меняется?

А: Первое, что приходит в голову - для того, чтобы что-то делая поменять, ты должен иметь какой-то вес. А ты - никто. Нет у тебя веса. Ты - букашка. Поэтому чего бы ты не делал, это будет восприниматься как копошение. Ну и тут выходим на твою тему. Воспринимать будем только великого, сильного, могучего, чем-то одарённого, наделённого. Или наделяемого. Но это процесс, понятно, двухсторонний. Вот и всё собственно. Ну вот что ты можешь сделать? Ты идейки пишешь и всё. А я тут какие-то книжёнки, статейки пишу. Ну и чё это? Что с того? Масштаб не тот. Незаметно это всё, неприметно, и никому не нужно.

И: Хорошо. А ты никогда не задумывался что идея хорошо делать своё дело на своём месте - это мещанская добродетель?

А: Да, немецко-мещанская.

И: Да она и голландская и английская и французская. Она появилась при раннем капитализме. Раньше её не было. При раннем капитализме, в Италии это где-то XV век, в Голландии XVI-XVII, чуть позже в Америке, во Франции, Англии появилась такая мещанская добродетель что нужно добросовестно трудиться. В традиционном обществе такого нет. Там совсем другие кнуты и пряники. Так вот. А для того, чтобы следовать этой мещанской, капиталистической добродетели, для этого надо пройти этап феодализма. Россия прошла этот этап?

А: А знаешь почему надо этап феодализма пройти? В основе феодализма служение феодалу. А мещанин - это тот, кто служит самому себе.

И: Мне кажется, важная особенность феодализма заключается в том, что феодал рассматривает своих вассалов как ресурс.

А: Ну не совсем так.

И: В значительно степени. По крайней мере наши великие князья рассматривали свои вотчины именно как кормления.

А: Я тебе так скажу. "Феод" - это договор. И у каждой стороны есть права и обязанности. А теперь возьми нашу Россию. Какой тут договор? Я тут тебе вообще милость оказал что ты при моём столе. У нас не было феодализма западного типа.

И: Хорошо. А что у нас было? Как называлось то, когда великий князь назначался именно на кормление? А потом генерал-губернатор также относился к своей волости. А теперь просто губернатор также относится. Как и 500 лет назад. Как это называется?

А: Ну понимаешь, есть две системы: "власть-собственность" и "собственность-власть". На Западе тот, кто владеет землёй имеет право осуществлять властные полномочия, то есть на правах собственника я могу приказывать потому что ты идёшь ко мне служить за мою землю. А тут наоборот - у меня есть власть, и я пользуюсь властью над всеми остальными и могу тебе всё что угодно.

И: Могу дать тебе землю, а могу отобрать.

А: Да.

И: Давай условно всё-таки назовём это феодализмом, потому что как мы это назовём?

А: Да ладно, пусть будет феодализм, я просто уточнил.

И: А ты никогда не задумывался, почему Россия никак не выйдет из этого феодализма? Почему мы никак не преодолеем это наваждение?

А: А зачем?

И: Да блин, чтобы стать с веком наравне!

А: Зачем?

И: Чтоб нас не раздавили! Чтобы не устраивать палочные модернизации каждые 50 лет.

А: А кому это надо-то?

И: Да стране в целом.

А: Ты как идеалист говоришь.

И: Конечно. 100 лет назад это было не так важно. Можно было купить станок для литья пушек и лить. А сейчас уже не купишь станок для литья пушек. Сейчас там уже такая электроника стоит, которую тебе никто не продаст. А сам ты её не можешь разработать. При нынешней системе.

Так вот тогда мы можем рассмотреть ситуацию, кому выгоден феодализм и кому он невыгоден. И мы обнаружим что он невыгоден обществу в целом, но он очень выгоден власти. Это означает что именно власть поддерживает феодализм в России. Те, кто дорвались до власти, понимают что им это очень выгодно, чтобы всё так и оставалось. Они начинают сдерживать развитие. Причём развитие не в том смысле, чтобы выпускать там какие-нибудь ноутбуки. А развитие общества в целом, развитие институтов. Образование, просвещение, медицина. Им это невыгодно.

И вот тут вот мы выходим на новый этап рассуждения, а почему власть такая? Обратили внимание: люди, когда человек является майором, он нормальный человек, подполковник - нормальный человек. Как только надевает полковничью папаху, всё, это другой человек. Уже и разговаривает сквозь зубы. Я выкладывал ВКонтакте цитату одного довольно бестолкового человека, который считается православным теоретиком. Вот его взяли на соборное присутствие, простым членом. И вот его мать пишет, что до этого он был другой человек. А сейчас смотрит свысока, разговаривает сквозь зубы.

Почему это так? Почему человек преображается выходя во власть? И причина только одна. Потому что на него так смотрит общество. Общество ему позволяет. Общество наделяет его харизмой. Ты полковник, ты в папахе. И мы перед тобой гнём шеи, потому что мы знаем что власть. У тебя связи. Помнишь как мужик, зам. министра, потребовал чтобы к окну пустили его ребёнка в самолёте? Я, говорит, тебя в порошок сотру. Потому что в России он действительно может стереть в порошок. А на Западе не может. А ведь он такой же полковник. Потому что ему общество не даёт этого. А в России даёт.

Мы сами наделяем власть этими качествами. Потому что мы верим во власть. И власть чувствует эту веру. Это надувает её харизмой.

И когда мы выяснили, кто виноват, остаётся задать вопрос: что делать? Это на самом деле достаточно трудная проблема.
Ну во-первых надо заниматься просвещением. Чтобы люди понимали, атомизировались. Обретали мещанские добродетели. Учились качать права. Но это нереально. Нереально превратить зайчиков в ёжиков. А реально можно сделать следующее. Реально следует придумать такие кнут и пряник для власти чтобы они начали себя вести по отношению к обществу иначе. Власть должна быть заинтересована, она должна сделать первый шаг. Ну собственно вот это всё что я хотел сказать.

Дело в том, что в условиях феодализма теория "малых дел" не работает. Потому что класс феодалов живёт в собственном пространстве и времени. Это другой мир. Они не желают сотрудничать с обществом, поэтому качественное выполнение своих обязанностей рано или поздно упрётся в противодействие властям, потому что им невыгодно чтобы что-то менялось. И ты отлично знаешь, что власть тебе противодействует. Хотя бы количеством отчетности.

Ведь что такое количество отчетности? Ведь это тот же самый ограничительный момент, который не даёт расти. То есть власть должна быть поставлена в условия когда ей выгодно сотрудничать с обществом. Именно выгодно. Или если она не сотрудничает, то она имеет с этого проблемы. Ну вот собственно говоря дальше я пока не пошёл. Именно поэтому не работает теория "малых дел". Потому что мы сами по себе, а власть - сама по себе.

А: Тут ещё один момент. Когда мы сами по себе мы ещё и не видим: а к чему эти малые дела? Зачем они нужны? Они даже на других не действуют. Могут и не подействовать. То есть тут ещё "малые дела" должны цениться другими. Они должны не только доходить до власти, чтобы эту власть изменить, а они должны ещё в обществе оцениваться, поддерживаться. Вот он - честный человек, у него самые лучшие булочки, его отец и дед пекли их в нашем городе, все их знают и все их уважают. И слово этого булочника может убедить нас что-то сделать.

И: Да. Но в нашей культуре не любят выскочек. И другие булочники будут ненавидеть этого булочника.

А: Тут очень важный момент. Честное и хорошее дело даёт человеку тот авторитет для всех остальных. А у нас чё?

И: У нас его будут рассматривать как лоха.

А: Как лоха. Или как выскочку. Лох потому что он дурак, честно всё делает, его можно обмануть, воспользоваться этим дебилом и по дешёвке получить что-то. Вот например так.

И: Или он начинает хорошие булочки делать, к нему начинает весь город ездить, и другие булочники недовольны. Получается что они вынуждены тоже хорошие булки делать. А нафига это надо, когда итак всё брали до него. Значит он виноват.

Дело в том, что всё, по крайней мере в России не могут делать хорошо своё дело. То есть этот призыв предполагает что если ему будет следовать какой-то процент населения, то они будут выскочками, и все будут смотреть на них именно как на выскочек. Как на тех, кто просто жить мешает. Поэтому это не будет работать, это приведёт к худшему результату.

А: Даже до власти не дойдёт дело.

И: Да, и потом, этот призыв к власти не дойдёт и власть - те же самые русские люди. Надо быть таким как все. Если ты вырываешься из общего плана и не воруешь, то тебя эта система исторгнет.

А: Тут не только общество и власть, тут ещё само общество. Не поддерживается это, не институциолизируется само по себе. Оно как амёба. Поэтому все будут идти голосовать за Путина. Вот реально нет ощущения, что что-то можем сделать - раз. Да и возможно ли что-то сделать технически? Потому что нету организации.

И: У меня один френд в ЖЖ написал текст по этому поводу где он также поддержал Слепакова, поддержал эту концепцию "малых дел". Я в комментариях оспорил эту концепцию и написал следующее: это для общества, где все - независимые. А в обществе, где смотрят на власть как на родного отца, для власти принципиально подать пример детям. Если власть не подаёт пример, то в обществе эти ростки мещанской добродетели завянут. Власть должна подать пример и поддержать. Если власть не занимается этим, то это не будет работать. Но человек просто не понял о чём я говорю. Я кстати весь диалог там выложил вконтакте.

Если для нас власть является родным человеком, то какой педагогический эффект имеет деятельность отца, если он призывает детей не курить, а сам курит? Это колебание воздуха. То есть теоретически он может заставить кнутом детей не курить. Но его призывы не будут иметь морального веса. Он же не подал пример! На самом деле это принципиально именно для феодализма, что где власть рассматривается как родной отец и покровитель, а не просто как некий функционер, который тоже делает своё дело, это принципиально, что надо начинать именно с власти. Отец должен подать пример детям. И когда предполагается что дети должны расти хорошо, они сами по себе не могут.
Tags: диктофонные записи, проблема развития, феномен власти
Subscribe
promo kot_begemott december 9, 2014 04:34 114
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Ещё есть карта ВТБ-24: 5278 8300 4920 8709 Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments