Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Власть, которая выше чести




Понятие (вернее, даже архетип, высшая ценность) чести связана со смертью. С опытом, когда за бесчестие (или за защиту чести) платят своей жизнью. Хороший пример - русское дворянство. Жизнью могли заплатить за каждое неправильное слово. А равно и потребовать к ответу того, кто покушается на нашу честь. Честь защищается только кровью.

Но есть пример ещё лучше. У нас-то носителями чести была узкая дворянская прослойка. А у японцев - всё общество. Обесчещенный практически всегда совершал самоубийство. И каждый знал, что в случае бесчестья придётся платить жизнью.

В России всё завязано на власть. Выше власти нет ничего. Власть способна не только разрешить саму себя от данного слова (почему за слова никогда не отвечает), но и - психологически - как бы разрешает от данного слова всё общество. Мы все, с младых ногтей, вся наша культура - пропитаны духом вседозволенности, который идёт от власти. Какое тут, к чёрту, уважение к закону? К личности? К свободе? Даже к памятникам старины (что я показал в недавнем тексте).

Священник на исповеди - именем Бога - прощает и разрешает нам наши грехи. Власть, всем устроением русской жизни, делает понятия чести не только совершенно необязательными. Но ещё и вредными. Попробуйте, поживите в соответствии с ними. Конфликт с властью неизбежен. Потому что наша власть не заинтересована в понятиях чести. Это противоречит её жизненным интересам.

Россия в целом не прошла через опыт связи жизни и чести.
Это очень важный момент. Через него прошло дворянское сословие. Но оно было полностью уничтожено. И теперь понятия чести в общество транслировать некому.

Обсудив содержание фильма "47 Ронинов" - моя подруга спросила: "И в Японии, и в России почитают власть. Но почему в Японии всё по другому?"

Ответил ей, что дело не в почитании как таковом. Суть проблемы в приоритетах. В Японии честь выше, чем власть. Власть точно так же подчинена высоким понятиям чести, и психологически готова платить за бесчестье - если не своей жизнью, то как минимум неизбежным уходом в отставку. С деловой точки зрения это ведь тоже в некотором роде смерть. На аналогичную работу уже не возьмут. Ушедший в отставку японский чиновник чаще всего остаётся безработным.

Честь первична. Она есть высшая ценность. И сделала её таковой связка с возможной смертью. Есть ли другие варианты? - это интересный вопрос. Скорее всего, нет...

Отсюда уже всякие далеко идущие следствия. Например, сёгун был обязан обеспечивать семью погибшего за него самурая. Иное для него было бесчестьем. В современном мире руководство японской корпорации в случае финансовых проблем, сначала урезает зарплату самим себе. Тоже, в некотором смысле, экономическое "харакири". Как видите, понятия чести никуда не делись.

Япония проникнута духом первичности чести. Она растворена в любой жизненной мелочи. Для рабочего на сборке авто является честью хорошо завернуть шуруп. Он отвечает за качество работы не только перед руководством, но и перед своей совестью. Перед всей японской культурой, которая многие столетия культивировала эту ценность. Самурайские понятия чести интериоризовались вполне, и теперь выглядят как внутренняя потребность хорошо делать своё дело. Как физическую неспособность работать некачественно.

Древние понятия чести вполне могут выступать в облике обычной добросовестности. Нужно лишь догадаться правильно их использовать. Японцы додумались до этого ещё в конце XIX века. После чего Япония резко пошла вперёд. Это и была их Самая Главная Реформа. Нечто подобное нам ещё предстоит...

Мой школьный друг, устроившись работать на сборочный конвейер "АЗЛК", забивал молотком саморезы, крепящие облицовку салона. На логичный вопрос ответствовал также вполне логично: "Я знал, что и так на самом дне жизни, среди простых работяг. Вот и мстил этой жизни за то, что никогда уже не поднимусь".

Что подразумевает это его "поднимусь"? Уровень власти? Но, поднявшись на более высокие этажи общественной пирамиды, стал бы он более добросовестным?

Если ли в нашей жизни нечто, призывающее быть таковым? Хоть что-нибудь? В Японии понятия чести транслируются в общество сразу и от аристократов-сёгунов и от простых самураев.

В России нет ничего выше власти. Показателен корень нашего слова "начальство". Власть есть начало всего, она высшая ценность.
Честь вторична.
Всё вторично.
От власти.

Более того: честь относительна. Она релятивна, ибо завязана на власть. И вообще всё относительно в нашей жизни. Нет ничего абсолютного. Кроме власти.

Угадайте, в какую сторону трансформируется характер представителей власти в столь благоприятной общественной атмосфере? У нас претерпевающая трудности корпорация начинает с того, что увольняет множество простых сотрудников, а руководству выписывает многомиллионные бонусы. Уволенный чиновник подозрительно быстро находит работу аналогичного уровня. Оно и понятно - вошёл в касту номенклатуры, из неё уже не выпадешь. Для власти ты "свой". Вот она, первичность власти - во всей её красе.

Честно то, что считает таковым власть. Честью является подчинение властям - от слова "чин". Мы все ниже по чину и потому обязаны беспрекословно слушаться. Иначе будет нарушена та самая "общественная стабильность". То есть - священный порядок вещей. По сути-то ведь оно так. Наша русская честь - в подчинении. Каждый сверчок должен знать свой шесток.

И это вплоть до подчинения своей совести - то есть подчинение властной точке зрения.
Свободы совести в России нет и не может быть. И свобода в подчинении тоже.

Типичный пример - враньё про "ихтамнетов". Стоило власти запустить эту ложь в общество - как её тут же с радостью подхватили. Те самые 86%, которые и определяют общественную атмосферу. Бесчестьем для многих стало не называние вещей своими именами, но, напротив - утверждение, что наших войск нет на Донбассе. Как видите, совесть большинства русских людей послушно повернула туда, куда показала власть. Многие ли из них задались вопросом: правильно ли мы делаем, убивая наших братьев? В самом далёком будущем - кому от этого будет хорошо?

Отсюда покатилась цепная реакция бурного вранья: заявления, что ведь у отправившихся туда нет ни военных билетов, ни знамени части, ни штабов, ни номеров на военной технике, все они формально числятся в отпуске - стало быть, они и не военные)) В это свято верят.

Большинство русских верит в то, на что укажет власть. Наша вера также от неё вторична. Захотели - навязали обществу веру в коммунистическую утопию. Навязывали целых 70 лет. Сейчас... нет, не будем о грустном.

Да, и законспирированный возврат погибших военных широкие массы тоже одобряют. Впрочем, на низовом уровне у нас не раз встречались примеры презрения к павшим воинам.

Угадайте, что было бы, если бы власти заявили противоположное? Представители древнего архетипа тут же начали бы гордиться русскими героями, выполняющими святой долг)) Гробы погибших встречали бы со всевозможными почестями.

Перефразируя Бердяева, можно сказать, что русский человек бывает за власть, бывает против власти, но никогда не без власти. Тотальная завязанность на власть проникает собою все стороны нашей жизни. Изменить этот порядок вещей, увы, невозможно. Разве что продумать, как его использовать.
Tags: феномен власти
Subscribe

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment