Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Итак, Солженицын


Кстати, по его собственной классификации, Солженицын и есть "образованщина".
Происходил из крестьян. То есть в детстве не жил среди книг, купленных его предками - это важно. Не слышал РАЗГОВОРЫ образованных людей. Не стоял на созданном предками культурном фундаменте.

ОЧЕНЬ важна общая атмосфера, в которой формируется ребёнок - прежде всего, для широты мировосприятия, общей культуры.

Так вот, общая культура у Солженицына - минимальна.

Окончил физмат в Ростове на Дону. Прямо перед войной поступил на заочное отделение литературы в Институте философии. На заочное, Карл! А ведь в чём суть гуманитарного образования? Прежде всего, в возможности общаться с образованными людьми. Потом - понять, что и где надо брать, копая определенную проблематику - в плане выбора литературы. Наконец, понять общие принципы, как строится картина мира. Не говорю уже о формальной логике, которую мало кто знает. Ничего этого Солженицын не имел.

После войны 5 лет работал математиком в подмосковных шарашках. Очевидно, какие там условия для самообразования. Потом три года сидел. Потом несколько лет жил на поселении, преподавая в деревенских школах математику, физику и астрономию.

В результате, полноценным литературным творчеством Солженицын занялся впервые в возрасте около 40 лет.

Итак, систематического гуманитарного образования не получил. У него попросту не было на это ни времени, ни возможностей. Так, для себя интересовался некоторыми периодами истории. Этого явно недостаточно для широких обобщений. Этого достаточно лишь для литературных романов.

Тем не менее, в 1967 году, возрасте около 50 лет, Солженицын написал "Письмо съезду пистелей", где впервые выступил с претензиями теоретика.

Он мог бы восполнить отсутствие образования за счёт чтения, но соответствующей литературы в СССР было крайне мало. Власти не были заинтересованы в появлении настоящих гуманитариев-эрудитов.

В 74 году был выслан из СССР. То есть лишь в 55 лет он получил доступ к полноценной гуманитарной литературе. Но было ли у него достаточно времени чтобы читать - когда он так много писал? И ему ещё приходилось выступать на радио, телевидении, вести активную общественную жизнь...

В результате Солженицын впал в искушение, которое неминуемо преследует не только технарей, но и всех обывателей, на досуге интенсивно интересующихся общественной проблематикой: что он знает достаточно, чтобы делать некие выводы.

До идеи о том, что гуманитарное познание не менее сложно и трудоёмко, чем естественнонаучное, он так и не сумел дорасти.

Так кто же он, как не "образованщина"?
Tags: к проблеме русской интеллигенции, персоналии
Subscribe
promo kot_begemott december 9, 2014 04:34 91
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Ещё есть карта ВТБ-24: 5278 8300 4920 8709 Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
Comments for this post were disabled by the author