Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Быть без людей




На какой общей идее, даже аксиоме основываются критики Кураева?
На том, что человек становится лучше, если верит в идеалы.
В некую идеализированную реальность. Которую ему представляют как пример для подражания. Отсюда - наполовину выдуманные жития святых. Якобы мы начитаемся выдумки и захотим ей подражать.

Утверждают, что никому не следует показывать недостатки церковной жизни, и тогда - и только тогда - у христианина будет стимул становиться лучше. А если он будет знать о грязной изнанке церкви, то это его оттолкнёт - как от церкви, так и от желания стать лучше.

Это не доказано. Не доказано, что вера в идеалы - взятая сама по себе - является стимулом для самосовершенствования. Это опровергает многовековая практика. Сам про себе идеал вряд ли является движущим фактором. Он идеал. Он существует чёрт-те где, в мире платоновских идей. А мы существуем в падшей материи.

На мой взгляд, вера в идеалы приводит к прямо противоположному. К почиванию. К духовному расслаблению. У нас как бы уже есть идеалы, и оттого стремиться ни к чему не надо. Преодолевать себя.

Человек как бы душевно срастается со своими идеалами, не умеет себя от них дистанцировать. Субъективно он как бы равен своему идеалу, слился с ним. А тогда откуда возьмётся внутреннее напряжение, чтобы себя изменять?

Вспомним, сколь неприятны в общении большинство воцерковленных христиан - при их внешней, напускной доброжелательности. А почему? Потому что их не оставляет ощущение, что они носители некоего высшего идеала, и должны приобщить к нему всех остальных. То есть они неосознанно смотрят на других свысока. Это полностью трансформирует человеческое поведение, умение понимать и чувствовать других. Равенства в общении не возникает.

Человеческая натура, вообще-то подлая штука. Она любит расслабиться. Она всё что угодно использует для этого. Вон сколь многие в браке расслабляются и перестают работать над отношениями. А ведь в юности тоже мечтали об идеальной любви. Ну и как - помогло?

Тогда что может быть стимулом к самосовершенствованию? Я скажу сейчас крамольную вещь. Ни знание пороков церкви, ни незнание их - то есть вера в идеальную церковь и прочие христианские идеалы - мотивировать подавляющее большинство людей не могут. Не создают напряжения в душе.

Ибо, что заставляет двигаться, меняться? Разность потенциалов. Некое внутреннее противоречие. И это отнюдь не сравнивание себя с идеальным героем. Это другое.

А что может? Наверное, норма одиночества. Способность и потребность быть совсем одному, без людей.

Вот школьник завёл себе дневник. Он описывает рядовые события, но при этом задаёт себе вопрос: какой я? Как было правильно поступить? Был ли я прав? Он как бы отстраняется от самого себя, смотрит на себя со стороны. Глазами некоего выдуманного читателя. От этого у него возникает внутреннее напряжение. Которое может вылиться в стремление изменить тот или иной аспект поведения, то есть самого себя.

Но ведь ведут дневник всегда в одиночестве. В это время друзья гуляют во дворе, а он сидит и пишет.

Дневник предполагает одиночество. Скорее всего, оно и является одной из самых главных предпосылок. Способность и желание быть без людей.
Tags: Кураев, психология, христианство
Subscribe
promo kot_begemott december 9, 2014 04:34 98
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Ещё есть карта ВТБ-24: 5278 8300 4920 8709 Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments