
"Когда народ ведает назначением на должности, по большей части они даются по заслугам. Когда же этим ведает государь, должностей можно добиться только недостойными путями: лесть, распутство, подлость — необходимые средства для их получения."
Марат (1774)
Рассуждение красивое, но бесконечно наивное. Во-первых, имеет место упрощенное противопоставление "власть - народ". Во-вторых, имеет место идеализация народа. Якобы он свят, безгрешен и, предоставленный сам себе, автоматически выработает идеальные решения и назначит идеальных кандидатов на ключевые посты.
Это, конечно, вздор. Народ точно так же порочен, как и власть. Даже более того - народ более порочен. Поскольку власть всегда на виду, ей приходится делать свои тёмные делишки втайне. Это поневоле ограничивает. У народа же таких ограничений нет.
Если народ будет ведать назначением на должности, они гарантированно достанутся не лучшим, а тем, у кого больше денег. И чем более выгодна данная должность, тем более коррумпированному кандидату она достанется. Вплоть до понаехавших кавказцев и уголовников.
После 90-х мы отлично это знаем.
Народ с помощью власти должен создать независимые от власти институты. На Западе это сделали. А у нас нет.
И понимания таких институтов нет. И понимания, что такое независимость от власти тоже нет.
До тех пор, пока народ психологически не дистанцируется от власти, пока он относится к ней как к части своей жизни, как к чему-то близкому и родному, пока власть не относится к своему положению как к профессии, а не возможности господства над покорной и покорённой чернью, до тех пор, пока народ будет прибегать к власти по любому поводу, пока все проблемы решаются по знакомству, а доверять можно не профессионалам, но только "своим", народ таких институтов не создаст. Полюбому выйдет новый "междусобойчик". Дополнительное звено в цепи всеобщей воровской свистопляски.
А если такие институты создадут чисто формально, на бумаге - то они в реальности будут подчинены той же власти. Как российский суд или профсоюзы. Или даже институт выборов. Ибо лучше уж этим институтам подчиняться власти, чем толстосумам. На власть хоть какую-то управу найти можно. Скажем, власть боится общественного мнения. Богачи же не боятся ничего.
Самое главное - менталитет. Он преобразуется, конечно. Но очень медленно, трудно и долго. И у нас этим никто не занимается. Потому что столь простые вещи никто не понимает. Разруха должна быть сначала преодолена в головах.
К слову сказать, и свобода должна появиться сначала в головах. А не в желании походить на обожаемый Запад. Быть свободным и хотеть быть свободным "как на Западе" - дьявольская разница.
Journal information