Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Власть и цена на нефть


<...>Если в других странах цена на заправке зависит от мировых цен на нефть, то у нас она следует глобальным тенденциям только в периоды роста, а обратно — нет, не снижается.

Непосредственной причиной такого положения дел служит структура цены. Для сравнения, основная доля стоимости американского бензина (58 %) определяется рыночными котировками сырой нефти. Еще 15 % приходится на налоги и акцизы, около 17 % составляют издержки на переработку, а затраты на организацию розничной продажи горючего, а также маржу не превышают 10 %.

На отечественном рынке все абсолютно иначе: около 60% в стоимости бензина составляет фискальная часть — всевозможные акцизы, налоги и сборы. «Котировки сырой нефти закладывают в цену топлива около 10 %. Переработка, логистика и издержки в рознице составляют примерно 20 % стоимости горючего. И лишь 10 % приходится на маржу, которую зарабатывают продавцы топлива», — отмечает замглавы ИАЦ «Альпари» Анна Кокорева.

Собственно, на этом рассуждения можно бы было и завершить: как мы видим, почти две трети от повышения цены топлива поступает государству, при удорожаниях оно быстро привыкает к возросшим доходам и совершенно не заинтересовано эти доходы снижать. А, как известно, именно доходы от сырьевого сектора составляют значительную долю поступлений федбюджета.

Однако другой рукой государство пытается стоимость топлива так или иначе зафиксировать. Резон понятен — как мультипликатор, цена нефтепродуктов участвует в формировании общего уровня инфляции, которая активно поедает поступившие доходы, а также вызывает недовольство населения.

Оба механизма, как и их реализацию, нельзя назвать рыночными. По сути, налицо ручное управление отраслью, хотя и с некоторым камуфляжем рыночной терминологией. В ход идут «пряники» компенсации недополученной прибыли, снижение пошлины на экспорт, с другой — угрозы сделать эти пошлины запретительными, рост налога на добычу полезных ископаемых и акциза на бензин.

По словам экспертов, потенциал для снижения стоимости горючего существует. Достаточно привязать уровень экспортных фискальных сборов к мировой стоимости сырья. Однако эта идея не находит положительного отклика в Минфине. Ничего удивительного — это ведомство и отвечает за доходы федерального бюджета.

Участники рынка разработали меры по стабилизации ситуации. «Роснефть» совместно с биржей СПбМТСБ предложили ограничить количество спекулятивных операций в ходе биржевых торгов, а также обратились к Центральному Банку РФ с предложениями по усилению надзора над осуществлением биржевых торгов. Решений по этому предложению пока нет.

Иногда государству приходится договариваться с нефтепроизводителями и вовсе без каких-то иллюзий наличия рынка. Последняя из подобных сделок, о фиксации топливных цен на уровне лета 2018 года, была согласована в прошлом октябре и действует до конца марта. Что будет дальше? Вот что говорит вице-премьер по ТЭК Дмитрий Козак: кабмин будет контролировать «рынок моторного топлива всеми доступными методами, чтобы выдержать целевые показатели, по которым была достигнута договоренность».

Переведем на общедоступный язык. Эпоха ручного регулирования, скорее всего, продолжится, а стало быть, ожидать заметных снижений на биллбордах заправок нам пока не стоит.

Полный текст: https://www.avtovzglyad.ru/obshestvo/socium/2019-02-20------pochemu-benzin-v-rossii--ne-podesheveet/?utm_source=main
Tags: феномен власти, цитаты, экономика
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments