Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Русские - не народ-богоносец



Расшифровка диктофонной записи.

И: Достоевский утверждает, что русский народ - это народ-богоносец. Что имеется ввиду? Что русский народ в большей степени чем другие народы, глубже воспринял христово учение и несёт его в наиболее незамутнённой форме, в отличие от других народов, которые, по мнению Достоевского, Христово учение либо исказили, либо неправильно восприняли, либо что-то ещё. А вот русский человек наиболее полно воспринял. Православие - наша самая святая вера. Русь должна хранить веру православную, в ней наше спасение.

Отсюда начинаются всякие выводы, которые не всегда проговариваются, но подразумеваются. А подразумевается вот что. Ну вот есть сельская община. Она живёт традицией. Сопротивляется разрушению. И вот община - это такое богоустановленное дело. Далее. Обожествление царя, а также барина. Даже если тот неправ и строго наказывает. А вот это такое отношение к Богу, которое перенесено на царя, и вот этот как бы отсвет отношения к Богу. И когда русский человек ведёт себя, как сейчас выражаются, "рабским образом", то на самом-то деле это означает что он "зрит Бога, подчиняется Богу", это такое высшее проявление его духовности, когда он раболепствует перед начальством.

Никакое развитие не нужно. Потому что зачем оно нужно? Самое-то главное ведь - спасение. То есть идея богоносности вообще не предполагает развития. И развитие в некотором роде идёт даже в противоречии с богоносностью. Все черты русского характера так или иначе завязаны на эту богоносность. Это её проявления. Даже вот то, что русский человек не умеет считать деньги, непредприимчивость.

Русский человек ведь непредприимчив? Он предприимчив только в плане чего-нибудь украсть. Или организовать такой бизнес, чтобы хапнуть и смотаться на Запад. Вот это всё богоносность. У Достоевского есть рассуждение, где он красочно описывает "омерзительное немецкое бюргерство, что вот бюргер торговал на лоточке хлебом, а к старости покупает маленькую булочную "васситдас", его сын торгует всю жизнь хлебом, открывает большую булочную, а его внук терпеливо продолжает это дело, у него очень большая булочная. А у правнука уже десяток булочных по всему городу. И вот Достоевский говорит, что вот как это омерзительно, стараться, терпеливо, ритмично, монотонно работать из года в год, понемножку поднимать благосостояние.
Предположим, что с точки зрения высшей русской духовности это омерзительно. Только раз в 50 лет русские с их невероятной духовностью снова пойдут к бездуховным немцам на поклон, чтобы научили их производить то и это. А уж немецкие автомобили будут чуть не на первом месте по популярности.

Короче, буржуазный западный мещанский дух - это полное отсутствие богоносности, доказательство, что у них богоносности нет. А вот у русских такой расхлябанный дух - это вот она самая богоносность и есть. И вот не только Достоевский, все славянофилы, все авторы после Достоевского, который так это подал, что ему веришь.

Одно и то же явление можно рассматривать с разных сторон. Например - человек рассеянный. Он может быть рассеянным почему? Допустим у него философское образование, он думает о философских материях, поэтому мелкие детали просто забывает. Они выпадают из его внимания. А может быть такое - у него сейчас серьёзные переживания, он о них думает и поэтому мелкие вещи не замечает. А результат один и тот же - рассеянность. Рассеянность может быть ещё от лекарств. А может ещё просто человек такой по жизни расхлябанный и никакой философичности нет. И вот эту рассеянность можно толковать как угодно. Но вот Достоевский тоже бы истолковал её как проявление богоносности.

Некие черты характера, которые можно и нужно проанализировать откуда они идут, Достоевский увидел с высокой точки зрения, обобщил и заявил что они все имеют духовный, скрепный, богоносный характер. Вообще все черты. Теоретически, в русском человеке есть определённые хорошие черты. Ну например в минуту опасности он может пожертвовать собой.

Утверждается, что русский народ несёт некие богоносные черты, и за счёт этого происходит такая, знаете, оборотная сторона медали - отсутствие развития, лень, воровство, чинопочитание, вся вот эта хрень, которая нам так не нравится. Достоевский по сути дела предложил нам красивый фасад и сказал: "а вот это дерьмо, что за фасадом, оно просто оборотная сторона фасада". И конечно все ему поверили, ведь всем же хочется думать, что я хороший. И русскому народу, русскому читателю тоже всегда это хотелось.
Так вот почему Достоевский на самом деле неправ. Какую русскую черту характера вы хотите рассмотреть которая вам не нравится? Давайте чинопочитание? Раболепство?

С: Может лень?

И: Давайте, лень. Почему русский человек ленив на самом деле? Первое - гены. Я думаю в крови что-то такое есть. Но интересно другое. Огромное количество русских людей, уехавших на Запад, перестали быть ленивыми и стали предприимчивыми и даже до известных степеней. Попав другую систему, они уже не ленивые. Значит дело не в каком-то русском человеке, не в имманентном характере, ему присущем, а скорее в системе, в системных качествах. И в этих качествах русский человек начинает вести себя лениво, система заставляет его. Почему эта система делает его ленивым?

С: Западная система даёт талантливому человеку больше возможностей и больше мотивации.

И: Более того, она ему не препятствует и играет всегда по одним и тем же правилам, она их не меняет. Если ты зарабатываешь пять тысяч долларов или пятьсот миллионов, она играет по одним и тем же правилам. А у нас если ты зарабатываешь пятьсот миллионов, то к тебе приедет мэр и скажет: "а заплати-ка вот за это", "площадь вот тут построй". А почему? Я же заплатил налоги. "А вот ты должен, иначе мы тебе работать не дадим". И вот здесь всё то же самое.
Система и в большей степени отношения власти к людям таково, что вообще говоря, инициатива душится на корню. И вот в советское время это было очень хорошо заметно. Было движение рационализаторов, они даже съезды свои проводили. И очень многие из них действительно талантливейшие люди. Они пытались внедрить свои изобретения, которые действительно позволили бы рвануть вперёд, но чиновникам это просто не нужно. У нас выскочек всегда давили. Помните как Обломов аргументирует: "а зачем? Кому станет лучше от моей активности?" У него там антипод, немец, и он так изображён, этот немец, что вот он вроде как пашет, а к нему ироническое отношение. Читатель вполне симпатизирует именно Обломову.

С: Но при этом Обломов постоянно терзается: "чего я лежу, надо же встать, прочитать письмо, нужно искать новую квартиру, хозяин три раза уже слугу присылал", но встать он не может.

И: Потому что ничего не изменится. Прочтёт или не прочтёт это письмо - это не имеет значение. Если русский человек займётся предпринимательством, то он первый же получит по шапке. У нас это не нужно. Более того - общинное, коллективистское устройство нашего интеллекта предполагает, что ты должен работать также как и все. Не высовываться. И если все расслабляются, то ты тоже должен расслабляться.

Таким образом лень - совершенно естественная реакция русского характера на специфические свойства системы и к Богу никакого отношения не имеет. А Достоевский заявляет, что лень - это потому, что русский человек ищет "высшего смысла". И Обломова он интерпретировал как такого же "богоносца", который просто не нашёл свои высшие ценности.

Вот эта лень - однозначное проявление порочности системы, потому что у эмигранта она исчезает, там все пашут как нормальные люди и не считают это каким-то ужасом. Конечно, есть какой-то процент наших эмигрантов, которые также ленятся. Но большинство ведь пашет. И вот Достоевский эту лень воспринимает именно как оборотную сторону неких высоких поисков, что вот "Бога человек ищет, поэтому ленится, мирское - оно низменное, а вот Бога он нашёл бы, тогда перестал бы быть ленивым".

Понимаете как интересно? Надо Бога найти. Систему не надо менять, думать о реформах, о правильных отношениях власти и общества - это всё не надо, главное чтобы человек нашёл Бога. Понимаете, насколько это утопично? Это столь же утопично, сколько и то, что Троцкий заявлял, что произойдёт мировая революция. Точно такой же бред. Один в один. Только здесь русскому человеку предлагают найти Бога. А что значит найти? Вот он найдёт Бога, а поскольку он - богоносец, то он будет Его нести и лень тут же исчезнет, волшебным образом.

И вот любые черты русского характера - отсутствие предприимчивости, воровство, чинопочитание. Чинопочитание - то же самое. Достоевский говорит, что русский человек любит Бога, поэтому он любит царя, любит барина, вот любовь к барину - это проявление любви к Богу. А как барину хорошо в этой ситуации - это нет слов. Когда у него полный карт-бланш насиловать крестьян, делать что хочешь, потому что ты божество. Таким образом я считаю доказанным тезис, что Достоевский в плане богоносности был неправ.

Есть самая главная вещь, которую я не сказал. Дело в том, что эта система, которая у нас есть, именно здесь надо абстрагироваться от каких-то частных черт характера и посмотреть в целом. Это выглядит так, что некая сила мешает нам впасть в буржуазность. В чистую буржуазность. Связанную с развитием, с накопительством, с предприимчивостью. Согласитесь, есть некая сила, препятствующая у нас развитию буржуазности? Вот именно это препятствие Достоевский называет богоносностью. Потому что русский человек живёт в гавне, в жопе, развития у него нет, и он вынужден якобы за счёт этого, за счёт нищеты например, за счёт произвола властей, которые везде есть, от простого гаишника и до высшего уровня. Есть некая сила, которая мешает нам омещаниться, обуржуазиться.

Достоевский её в целом, эти надсистемные свойства называет богоносностью. Вот это мещанство, насколько это противно Богу. Потому что мещане о Боге ведь уже не думают. Зачем им Бог? Мещанин наслаждается своими приобретениями, богатством. А русский человек за счёт своей нищеты, неразвитости может обратится к Богу. Потому что нам больше некуда обращаться. У русского человека медицина хреновая, родственник умирает, куда обращаться? В Израиль его везти денег нет. На Западе этим занималась бы страховая медицина. У нас этим никто не будет заниматься. Человек обращается к Богу. Почему он обращается? Потому что он богоносец? Нет. Потому что плохая медицина.

Всё наше неустройство жизни заставляет русского человека обращаться к Богу. И тогда Достоевский говорит: "это обращение к Богу, потому что мы народ-богоносец". А вот то, что плохое, он выносит за скобки, что "это вообще ерунда, я от этого абстрагировался". И ему все поверили. Потому что красиво выглядит. Потому что любое качество русского человека - лень, раболепство перед начальством воспринимается в совершенно другом качестве. Оказывается мы все ищем Бога, и тут же надуваемся - "мы лучше всех", "мы вас уничтожим ракетами", "одна наша подводная лодка поламерики снесёт". Зачем нам изобретать какие-то айфоны? Мы будем на печи лежать и грозить Америке ракетами. Вот наша богоносность.

Эта система действительно заставляет человека обращаться к Богу. Но не потому что он богоносец, а потому что это порочная система. А Достоевский всё перевернул с ног на голову, он заявил что человек - богоносец, поэтому система говёная. По Достоевскому должен явиться некий Алёша Карамазов, сказать особенное новое слово, у интеллигенции это иначе называется - изобретут "русскую идею", и всё тут же изменится. Волшебным образом. А у Достоевского вот некий чувак явится на Руси, скажет всем правильно слово, все обратятся в правую веру, и эта система чудесным образом изменится.

Так вот, именно эта утопическая хрень, что мы - богоносец, мешает нам изменить систему. Потому что это носится в воздухе. И как-то у людей в голове это есть, и значительная часть русских людей, я думаю не меньше половины, вот именно таким образом и мыслят. Что вот мы великие просто потому что великие, а всё остальное выносим за скобки. Достоевский это "обинтеллегентил", окультурил, поднял выше небес. Вот этот вот плебейский ватнический дух.

"Народ-богоносец" - идеализированное, религиозированное ватничество. Религиозный идеал ватника. Вот что сделал Достоевский.

Русский человек не богоносец. У нас система такая, что она упрощает обращение человека к Богу. Потому что система убогая. Она жестокая, она грязная, она эгоистичная. Поэтому нам легко обратиться к Богу, потому что всё вокруг плохо. К кому ещё обращаться? Система плохая. Первичность именно системы. Бог остаётся единственной надеждой и защитой.

Первичность плохой системы. А Достоевский заявлял, что первична богоносность. И никто не хочет менять систему, потому что у всех мозги размыты. У одних потому, что они считают что надо Запад в точности скопировать, у других - богоносность есть поэтому всё как-нибудь само уложится. Я думаю что патриарх Кирилл на полном серьёзе считает, что если всю Россию застроить церквями, то всё будет лучше. Потому что вот чиновники будут исповедоваться, и оно как-то само заработает. А вот хрен. Это то же самое, только ещё хуже.

Есть автор в Фейсбуке, он живёт на Кипре. Он описывает разные сценки кипрской жизни. Ему киприот говорит: "вы русские такие непредприимчивые, я бы сейчас тысячи долларов имел с Чемпионата Мира, поставил бы лоток в центре города и продавал холодный кофе". Так вот, наш автор отвечает: "тебе бы не дали продавать кофе, потому что надо было бы собрать справку от санинспекции, что ты не болен, медкнижку завести, арендовать землю, организовать частное предпринимательское лицо, разрешение на работу, пожарникам заплатить, санэпидемстанции, купить ИНН". Тот говорит: "тогда я на другой земле, на соседней улице". Ему отвечают: "а это везде так". Он удивляется: "пакет документов, просто чтобы продавать холодный кофе?" - да. На Кипре просто надо пойти, поставить закорючку, что ты будешь со своего бизнеса отчислять городу какой-то кусочек на благоустройство, и пожалуйста.

А у нас будут говорить что буржуазности мешает богоносность. А на самом деле мешает хреновое устройство системы, которое просто стрижёт человека как овцу, как стадо баранов.


Благодарность Алексею К. за набор текста
Tags: Достоевский, диктофонные записи, идеология, русское, феномен власти
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments