Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Сила как высшая ценность



Расшифровка диктофонной записи. Беседа с Алексеем от 30.11.2018г.

И: Следующая тема более важная. Для простоты я бы назвал её "Метафизика силы". Почему сила вообще считается ценностью? Почему сильных уважают? Всегда ли уважают сильных?

А: Насчёт "всегда" или "уважают" - наверно, нет. Но тут наверняка и понятие силы изменчиво. Само по себе. Одно время считали сильным вот это, потом другое. Скорее всего разные виды силы могут быть. А насчёт того что "сильный", тут наверно очевидная вещь, у сильного выживаемость лучше, поэтому он больше может или себе или окружающим пользу принести, в общем выживаемость выше в самом широком смысле слова.

И: Да. Совершенно верно. Теперь смотри. Возьмём детей. Мальчиков. Но, собственно, это касается и девочек тоже. Обрати внимание, что у них практически всегда ценится сила. У детей всегда ценится сила. Во-первых, дикие племена уважают силу, это очевидно. Она связана с выживанием. Дети уважают силу. Потому что тот, кто в детском коллективе сильнее, тот практически всегда может получить какие-то бонусы. Самый простой пример - отобрать у другого конфету.

Но существуют ещё религии, которые поклоняются силе. Ислам например. Кто силен, тот и прав. Сила - доказательство правоты веры для мусульманина. Вот Христианство - это не религия силы, согласись? Это религия правоты и справедливости. Это религия Истины. Истина не обязательно сильная. Она не всегда торжествует, не всегда побеждает.

А теперь рассмотрим человека, общество, группу людей, это всё равно, для которых сила является высшей ценностью. Потому что я постоянно натыкаюсь в комментариях на заявления, что сила всегда ценится как высшая ценность. Что все всегда уважают силу, что это непререкаемая ценность, что сильного всегда уважают. И так далее, и тому подобное.

А: У меня между прочим сразу возник вариант с Христианством, там-то как раз понятие силы не ключевое. Оно там отрицается даже.

И: Но это идеальное Христианство, сферическое в вакууме. Давай воспроизведем систему ценностей человека или группы людей или общества, где сила является самой высшей ценностью, которая подчиняет себе все остальные. Смотри что мы имеем. Во-первых, силы здесь равна Истине. Тот кто сильный, тот и прав. Сила равна справедливости. Справедливо, что более сильный может что-то сделать по отношению к более слабому.

Но самое главное в другом. В таком случае происходит то самое деление на "своих" и "чужих". Те, кто сильные - свои, а те, кто слабые - чужие. И с ними, слабыми, можно делать всё что угодно. Тот человек, или общество, которые выше всех ценит силу, автоматически начинает ценить вседозволенность. Группа людей (дети в данном случае самый лучший пример), которые ценят силу, обязательно находят в своём коллективе кого-то более слабого, которого начинают травить. Я думаю, что ты в детстве всегда был свидетелем подобных ситуаций. В любом детском коллективе есть тот, кого травят. И почти всегда он более слабый. Потому что сильный даст отпор. Начинают травить слабого. Почему его травят? Вот это самый интересный психологический момент. Почему более сильные травят более слабого? Зачем им это?

А: Похвастаться своей силой.

И: Кому?

А: Окружающим.

И: Да все и так знают, что они более сильные чем он. Зачем что-то демонстрировать? Зачем что-то доказывать, что очевидно?

А: Это может быть связано с самоутверждением?

И: Однозначно. Ну, это связано ещё с консолидацией. Очень удобно объединиться против кого-то слабого, начать травить и чувствовать своё единство. Потому что когда сильные объединились между собой, то они же стали ещё сильнее. Силы-то сложились. Дело в том, что если сила является высшей ценностью, или высокой ценностью, то она одновременно является и хорошестью. Все люди хотят чувствовать себя хорошими. Если я сильный, то я хороший именно потому, что я сильный. Сила и хорошесть начинают сливаться вместе.

Но из этого следует, что слабый - это плохой. Я не просто самоутверждаюсь, я уничтожаю плохое, я борюсь со злом. Понимаешь в чём дело? Слабый - это плохой, потому что сильный - это хороший. Это однозначный вывод из системы ценностей где сила является доминирующей. Или одной из высших, наравне с другими. Я сильный, и если я унижаю более слабого, то я становлюсь ещё лучше. Я же реализую свою силу.

А: И ещё несу добро остальным.

И: Конечно! Я делаю мир лучше! Я и сам становлюсь лучше и мир становится лучше! Слабого надо уничтожить. В перспективе, в идеале так сказать. В бесконечной перспективе слабый должен быть уничтожен совсем. Я своими глазами видел как в соседнем классе травили одного еврея, действительно более слабого. Его привязывали к забору проволокой. Я писал об этом ВКонтакте. Я подошёл и отвязал его. Хотя это был соседний класс.

То есть там где сила, слабый должен быть уничтожен. Или унижен. Если у человека главным критерием является сила, то слабость неизбежно будет восприниматься как нечто враждебное. Слабый - это враг. Ну и одновременно происходит доказательство самому себе, что я сильный, значит я прав и лучше слабого вот за счёт этого унижения слабого и осуществляется.

Сила любит проявлять себя в насилии. Ей необходимо насилие. В логике существуют парные понятия. Например отец и ребёнок. Если есть отец, то должен быть ребёнок. Ребёнка не может быть без отца и наоборот. Вот сила и унижение слабого - это такая диалектическая пара. Сила всегда сопровождается насилием. Тот, кто сильный, всегда будет искать более слабого, чтобы его унизить. Сила постоянно нуждается в подкреплении, в самоутверждении. Поэтому всегда сильный будет искать более слабого. Чтобы подчинить его себе, унизить, уничтожить и так далее.

Одновременно при этом более слабый является чужим, одновременно при этом он является врагом. То есть по большому счёту для сильного слабый есть враг. То есть, когда дети травят более слабого, козла отпущения в своей группе, они считают что делают благое дело. В их системе ценностей унижение более слабого - это благо.

А: А ты веришь что у них это настолько осознанно?

И: Нет. Здесь можно конечно добавить, что если человек или общество выбирают силу, то, конечно, с рефлексией уже всё сложно и всё на бессознательном уровне. Это всё идёт на уровне инстинктов, на уровне каких-то смутных желаний. Без сомнения, это всё не на осознанном уровне. Это на уровне рефлексов.
Вот почему собаки нападают на пьяных? Практически всегда. Вот на меня нападали. Потому, что они чувствуют его более слабым. Потому что трезвый человек может дать отпор. Они реализуют силу, потому что они животные.

Дети делают то же самое. Они также, как животные нападают на более слабого. Они не могут не напасть. Это вот как кот. Если ему делаешь бантик с верёвочкой, он на него бросается. Это инстинкт, он не может не броситься. Он неосознанно это делает. Он тут же реализует себя как охотника. И если дети, для которых сила - самое главное, то они реализуют себя именно вот таким образом, унижая слабого. Как кот на уровне рефлексов.

Потом, когда человек вырастает, когда он задаётся вопросом: "а кто прав? Всегда ли сильный прав? Является ли сила высшей ценностью?" Вот тут у него уже появляется "зазор". И в этом "зазоре" реализуется человеческая внутренняя свобода. Выбора между силой и не силой. И Христос принёс именно эту свободу. Потому что, когда народ забивал блудницу камнями, что он предложил? Он предложил рефлексировать. А вы имеете моральное право на это? Ведь они же действовали точно также. Вот это простонародье, которое собиралось забить женщину камнями, у них такая традиция, они это делали тысячелетиями. Кстати сейчас до сих пор так делают в Эмиратах. Там точно так же в деревнях забивают блудниц камнями. Всё работает до сих пор. Таким образом Христос принёс свободу. Он принёс возможность рефлексии. "Посмотри сначала на себя, а кто ты? Познай самого себя. Ты точно без греха, что можешь камни в неё бросать?

Вот здесь возникает наша свобода. А когда люди ставят силу как высшую ценность, то и они несвободны и это общество несвободно.

Общество, в котором сила является высшей ценностью, свободным быть не может. Оно растит рабов, которые забивают камнями более слабого. В нём нет сознания, нет рефлексии, нет свободы. Это общество животных. Именно, как возникает сознание смерти, точно также внутренняя свобода возникает, когда человек задаёт вопрос: является ли сила самым главным?е
Сознание возникает как отрицание силы. Вернее, рефлексия, внутренняя свобода. Возьмём каких-нибудь казаков, которые разгоняют плётками студентов. Это абсолютно нерефлексирующие люди. Набоков писал, как эти казаки меткими выстрелами сбивали мальчиков, которые залезали на дерево, чтобы посмотреть на демонстрацию. Это не люди. Казаки - весь их менталитет основан на силе. Именно поэтому они ни о чём не задумываются.

Я хочу сделать вывод, что сила не может считаться высшей ценностью. Общество рано или поздно начинает это понимать. Общество должно созреть для этого. Не просто отдельные выскочки, которые это понимают, а ценность, принятая в обществе. Что сила - это не самое главное. Она хороша, но как орудие, средство в каких-то ограниченных областях. Это не есть абсолютная ценность. И общество должно дозреть до этого вывода.


Благодарность Алексею К. за набор текста
Tags: диктофонные записи, философия, христианство
Subscribe

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments