Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Русская власть и русская показуха




Расшифровка диктофонной записи. Беседа с Алексеем от 20.03.2019 г.

И: Традиционная российская показуха, на чём она основана? Читаю политолога Константина Калачёва: Идеальное новое поколение – это шагающие маршем в едином строю лояльные власти юнармейцы. Но получается плохо. Поскольку, как и все остальное, это всего лишь – имитация, форма без содержания. Погоня за массовостью без проработки наполнения активности смыслом, без особой привлекательности, превращает все в мертвый ритуал. И эффект может быть обратным ожидаемому" (https://www.svoboda.org/a/29821803.html)

Ведь в советское время то же самое было, там были мёртвые ритуалы. Вот ты как историк можешь ответить, почему это? Откуда русская показуха, стремление к имитации, форма без содержания?

А: Это же ритуал определённый.

И: Да, но откуда? Откуда любовь к ритуалу? Почему те, кто организовывают ритуал, довольны ритуалом и не углубляются в то, насколько он живой? Насколько в нём есть содержание, насколько это нравится и полезно людям?

А: Да я просто боюсь с таким великим грешником на такие темы разговаривать, наверняка чего-то с церковью связано))

И: Нет. Я имею в виду, что в церкви работает та же самая вещь. Там тоже ритуал, которые тоже становится всё более мёртвым с каждым столетием. Но причина-то глубже. Вернее, причина проще.

А: Так проще вообще как бы. Съимитировал что-то, и вроде как оно есть.

И: Нет, но это понятно. Почему это вот настолько в России развито, почему это воспроизводилось и в царское время и в советское и сейчас, когда вроде как свобода есть, так вот почему это всё существует. Вот эта погоня за формой без содержания. А всё очень просто. Из-за дистанции власти и общества. Из-за того что я начальник, а ты дурак.

Власть, чиновничья пирамида, номенклатурное сословие не воспринимает общество как равноправного партнёра. Оно воспринимает его как пластилин, из которого можно что хочешь вылепить, во-первых из властных интересов, чтобы сохранить своё кресло, и во-вторых во имя интересов общероссийских в собственном понимании. Именно поэтому всё это существует. Потому что существует деспотизм власти над обществом.

Для чего она делается? Помнишь этот офигенный пример, когда написали жалобу в ЖЭК, что у подъездов нет урн? ЖЭК послал человека, который взял одну урну, сфотографировал у каждого подъезда и куда-то унёс. Это же показуха в чистом виде! Для чего? Чтобы отписаться начальству. А почему она существует, эта показуха? Потому что власть далека от народа. Она с ним не взаимодействует. Ей вполне достаточно картинки, что урна стоит. Она не живёт реальной жизнью, она паразитирует на народе. Она колонизатор на теле колонизируемого. И потому она с ним всерьёз и не считается. И вот это самая главная наша проблема.

Самая главная проблема России – психология власти. А она в свою очередь опирается на психологию народа, который верит, что власть – это начало, центральный пункт, точка отсчёта, печка, от которой пляшут, барин который приедет и рассудит, что если выбрать хорошего царя, то всё будет совсем по-другому. Ну и так далее. Потому что люди в это верят. И в атмосфере этой всеобщей веры и формируется вся наша карательная система. То есть на самом деле вот такой замкнутый круг. Всё основывается на менталитете. Потому что всех портит власть.

Кураев много описывает ситуаций, когда хороший человек, его делают архиереем в церкви, это же та же самая власть, и он мгновенно меняется, через полгода он уже чувствует себя небожителем. Он уже смотрит на всех как на говно. Почему? Потому что все смотрят на него как на небожителя. Вот если бы от него требовали? Давай с нами сотрудничай, будь таким как мы, показывай нам примеры смирения и воздержания – тогда другое дело.

Свободомыслящие люди гневаются, что патриарх ездит на роскошном лимузине. Вот если бы патриарх ездил на "опеле" или "жигулёнке", то я тебя уверяю, что бабушки (и вообще верующие) по всей России скинулись бы ему на лимузин. Или если бы он ходил в драной рясе как патриарх сербский, то также бабушки скинулись бы ему на роскошную одежду. Потому что все хотят видеть его величественным, в роскошных одеяниях, и на дорогущем лимузине. Потому что так им нравится. Людям хочется зримо видеть могущество.

А что пишет Достоевский в «Братьях Карамазовых» по поводу православия? "Красота и сладость" – суть русского христианства. Понимаешь? Не нужен Христос, нужна "красота и сладость". Приятно видеть, что ты подчиняешься такому великому деятелю, в роскошной одежде и на крутом лимузине. И вот здесь мы выходим на русское понимание справедливости. Если я хожу в рваной курточке, а ты, архиерей ходишь в рваной рясе, то почему чёрт подери я должен считать тебя архиереем? Почему я должен перед тобой склоняться? А вот если ты приезжаешь на лимузине с охраной в 50 автомобилей, в дорогущем облачении и держишь себя как божество, тут я понимаю: «да, имеет право, потому что он такой». На этом держится весь порядок в России. Власть это прекрасно понимает, а свободомыслящие люди - нет.

А: Да, это как если ты потребовал за свою работу с каменным лицом 100 тысяч, то говорят: «да, это серьёзный человек».

И: Как это архиерей выйдет в драной рясе? Как это он поедет на трамвае? Его не будут уважать. Его не будет уважать 86%. Ещё 10% плюнут, им всё равно, а 4% будут писать в блогах всякую херню, что он ходит в золотой одежде, как это плохо и не соответствует евангельскому учению.

86% хочет видеть его в золотой рясе и лимузине. Ему купят эту рясу и лимузин. Потому что людям так хочется, это наше понимание справедливости. Когда справедливость – это прав тот, кто имеет больше прав. Я готов тебя считать господином, потому что вижу внешние атрибуты этого господства.

И вот здесь возникает самый главный вопрос. А почему я имею потребность видеть тебя господином? Вот это есть русский проклятый вопрос. Почему у меня есть в этом потребность, у меня, у 86%? У нас, числом как песок морской? Почему мы хотим видеть господина, а не сотрудника? Как это реформировать?

Русское понятие справедливости – это подчиниться тому, который выглядит как тот, кому можно подчиняться. И отсюда начинается новый круг. Вот эта вот история, когда в Киеве какой-то парнишка покупал тушку дорого фотоаппарата, ему продавец назначил встречу на центральной площади, где административные здания. Садится к нему в машину, совершилась сделка. Тут у продавца зазвонил телефон, тот вынимает дорогущий Vertue за немыслимое количество тысяч долларов. Покупатель смотрит ошалело и говорит, зачем тебе такой? А тот отвечает: «я же чиновник, у нас по-другому нельзя, если буду ходить с дешёвым телефоном, свои не поймут».

Здесь наша логика выходит на новый план, на новый уровень. Уже само сословие, сама корпорация требует от каждого члена проявлений величественности, проявление богатства. Именно поэтому у них часы за миллионы долларов. Если ты помощник Путина, ты не можешь иметь часы меньше чем за десятки миллионов долларов. Иначе не поймут, иначе тебя съедят бояре. Там же междоусобная власть такая же, и они такие же люди, как все остальные, которые падают ниц перед атрибутами власти и силы. «А ты докажи что я тебя должен слушаться, какие у тебя часы?» А раньше было, «а чей ты сын, Гедеминов сын?» А здесь другое, «какие у тебя часы?».

Получается некий замкнутый круг. Русский человек от боярина ожидает внешних проявлений господства, богатства, чтобы его слушаться, а уже сами бояре друг от друга требуют этих проявлений. Уже несколько цитат у меня было о психологии власти. Что если ты будешь начальником и будешь вести себя подчёркнуто скромно, то свои тебя не поймут. Тебя уволят, съедят. Ты будь как все. Живи как все в дорогом особняке. Система уже работает.

Каждая функция стремится обрести свою органику. И эта функция - наша вера в то, что боярин должен иметь атрибуты боярства, внешнее богатство - оно создало свою органику. Это то, что все бояре требуют друг от друга именно внешних атрибутов благосостояния. Они все принадлежат к одному сословию. Они противостоят всему народу. Они не могут показать, что они скромные, они должны показывать право на своё господство. А это право реализуется именно на атрибутах. И я уверен что вот этот богатый выезд Путина, Медведева, Матвиенко, Володина, когда чиновник едет на 50 машинах, ему на самом деле не нужна такая охрана. Богатый выезд демонстрирует обществу право на власть. Демонстрирует обществу ту самую дистанцию.

За Путиным едет 100 автомобилей, могло бы ехать 4-5. Это именно для того, чтобы продемонстрировать обществу право на власть. Искусственно создать дистанцию, «я господин, небожитель, а вы трепещите передо мной, смерды».

И вот отсюда показуха. Общество отвечает власти на его попытку вылепить из пластилина то, что вздумалось власти, тем, что общество просто не слушается, а живёт так, как нужно и демонстрирует власти картинку, которую она хочет получить.

Возвращаемся к проблеме: а что здесь надо реформировать-то? По большому счёту, если начинать реформы, то надо менять менталитет. Воспитывать людей таким образом, что они должны требовать от власти, а не боготворить её. То есть надо постепенно просвещение, а не рубить дрова и пытаться расстреливать взяточников, как в Китае. Это совершенно бесполезно, потому что новые будут просто более изящно брать взятки, вот и всё. Люди пишут, что в Китае всё построено на взятках, а расстреливают только тех чиновников, которые совсем зарвались.

А: "Один светильник разума погас, другой светильник разума прислали".

И: Да, на самом деле есть только одна возможность реформы – постепенное просвещение. Но это должно сделать государство, власть. Принять такую программу, которая отпилит сук, на котором она сидит. Программу вот такого просвещения народа на много столетий, чтобы народ перестал считать власть господином, потому что иначе Россия развиваться не будет.

Какое может быть развитие при такой дистанции власти и общества? Только мобилизационное. Власть может только загнать всех в шарашки и закрыть границы. Вариантов нет. Это произойдёт в ближайшие 20 лет. Когда всех будут по разнарядке заставлять учиться на инженеров, а потом всех загонять в шарашки. Наша власть по-другому не может действовать. Она не понимает как сделать "пряник", она понимает только как сделать "кнут". Но, конечно там будет какая-нибудь другая форма, не сталинские шарашки. Может общая деградация экономики будет такая, что только в шарашках будут хорошо платить. То есть якобы пряником загонят. Но всё равно это будет именно мобилизационный тип развития. Просто при такой дистанции власти и народа другого варианта нет, я его не вижу. Вот ты, историк, видишь его?

А: Не вижу. И вообще никаких надежд и тем более иллюзий.

И: Вот смотри, и по большому счёту у нас цивилизация показухи. Мы содрали на Западе идею парламента, народного представительства. А у нас что, парламентарии представляют народ, избирателей? Они представляют господина, который его назначил. То есть власть набирает себе человека в парламент, потом посылает его в некую область, там он собирает левые подписи и его просто прокатывают в парламент. Но это же точно такая же показуха, один в один! Такая же показуха, как единые в строю лояльные власти юнармейцы. И партийная система – показуха. Хотя бы здесь можно было отказаться от показухи и построить нечто такое, более похожее на русскую систему. Отражение интересов сословий.

А: Так это думать надо, это не совсем как на Западе.

И: Да, а у нас просто содрал на Западе и всё. Содрали пенсионную систему с немецкой несколько лет назад, опа, а она не пошла. «Как это так, всё вроде чётко копировали, а у нас почему-то не работает».

Благодарность Алексею К. за набор текста
Tags: карго-культ, проблема развития, русское, феномен власти
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments