Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Покаяние и развитие




К теме "покаяния за репрессии коммунистов". А равно и всякие прочие покаяния - за переселение народов, за кровавое присоединение земель, за подавление народных восстаний в Европе, за преступления при присоединении Сибири...

Солженицын писал, что надо успеть покаяться, пока живы палачи и жертвы, Когда они уйдут, всё зарастёт тиной, но в сердце народа останется заноза. И потом всё может повториться.

Хорошо. Допустим, покаяние произошло при раннем Хрущёве.
Нормально? Вовремя?
Причём покаяние по полной: с массой публикаций, с траурными октябрятскими/пионерскими/комсомольскими линейками, с конференциями в партийных комитетах, с всероссийскими массовыми мероприятиями (вот как на 7 ноября), с воздвижением многочисленных памятников и знаков мест расстрелов и лагерей, с организованными и индивидуальными паломничествами к ним, с особенным днём памяти (как в Израиле), и даже с адекватным наказанием решительно всех, виноватых в посадках и расстрелах.

Так пойдёт? Устраивает?

Ну, и как это изменит наш менталитет? Пройдёт одно-два поколения - и всё точно так же зарастёт тиной. Потому что у нас зарастает тиной всегда.
Русские точно так же будут продолжать верить в доброго барина, в справедливость и "свояков", а не будут верить в примат закона.

Самоуважение также останется на прежнем (то есть нулевом) уровне. Потому что этапы, через которые прошёл Запад в его формировании, мы так и не прошли. У нас даже эпохи Возрождения ещё не было!

Более того. Во власть станут верить ещё больше - вон она какая хорошая, совестливая, ибо инициировала покаяние.
Именно эта вера и есть 100% гарантия произвола властей. Причём на всех уровнях.

Так почему же не сможет возродиться новый авторитаризм и тоталитаризм?
Как его изменит одноразовая акция - пусть и растянутая на пару десятков лет?

А не приходит в голову, что наша власть тут же возглавит процесс покаяния и станет использовать как очередную идеологему, оправдывающую право на неограниченное господство? Что по другому у нас не бывает? Потому что система одна, и потребность в господстве есть. Как у власти, так и у основной массы подозреваемых.

Не приходит в голову, что власть в скором времени всё выхолостит и формализует - вот как за считанные годы произошло с "Бессмертным полком"? Что пройдёт десяток лет, и народ, которого власть постоянно "прессует" этим самым покаянием, будет от него тошнить - подобно тому, как во времена СССР всех тошнило от лозунгов "движения к коммунизму" и высоких рапортов о "наших грандиозных успехах"? Ибо мы чувствовали фальшивость их, видели, что никакого движения нет, и прекрасно знали, на чью мельницу льют воду эти призывы. И чем всё кончилось? Наши власти, оседлав идею "строительства коммунизма" (на самом деле использовав её как ширму, своего рода прикрытие), привели не к массовому желанию строить его, а к прививке от такого желания. На много столетий.

Скажу более. По моим многочисленным наблюдениям, верующие люди, регулярно практикующие покаяние на исповеди, практически всегда более отсталые в развитии, нежели атеисты. И я сам, будучи весьма и весьма церковным человеком (исповедывался и причащался прочти каждую неделю), в интеллектуальном развитии точно затормозил. Пришлось дистанцироваться от церкви, когда вернулся к своим штудиям. Ибо они, в конечном счёте, были несовместимы с церковностью.

Если на индивидуальном уровне покаяние мешает развитию, то почему в масштабах общества всё будет по другому?

Нетрудно видеть, что в данном случае мышление идёт по самому простому пути: перенесения механизмов личных отношений на отношения между государствами, народами, вообще крупными общностями людей. Ну вот примерно как некие умники в Интернете любят вопрошать, что "если христианин, то почему не призываешь подставлять вторую щёку агрессивной американской политике". Полное непонимание, что на другом уровне взаимодействия и закономерности тоже другие.

Добавлю также, что неоднократно бывая в известнейшей православной гимназии Ю. Шичалина, обратил внимание на странную тамошнюю атмосферу. В воздухе была как бы разлита расслабуха. Атмосфера особой уютной семейственности и душевного покоя. Как будто всё проникнуто таким духом: "у нас самая правильная вера, поэтому знания не самое главное". У меня было странное ощущение, что душу как бы прижимает к земле.
Показательно, что завуч (мадам Шичалина) с самого начала отменила дневники. На мою пламенную речь, что дневник организует ученика, резко ответствовала, что "дневник - наследие тоталитарного прошлого".

Тут всё дело в том, что за год до этого доводилось бывать в известнейшей школе на Юго-Западе (№1543), и даже общаться с основателем, Ю. Завельским. Так вот, там была совсем другая атмосфера. В воздухе сквозила какая-то строгость, побуждение овладевать знаниями. Что стоят одни только регулярные викторины, где ученики сражались с учителями! Везде стенгазеты с какими-то теоретическими работами, написанные учениками. Большинство учителей - авторы учебников. Всё буквально дышало наукой, стремлением грызть гранит. Было ощущение, что тебя что-то тянет вверх.
Да, и там дневники никто не отменял. Хотя "тоталитарное наследие" было точно такое же.

Немного отойду в сторону от рассуждения. Женщина обожает считать себя красавицей, и вообще самой лучшей. Даже если у неё маленькая грудь, то она найдёт у себя некий объект, "выделенную точку", за которую уцепится душою. "Да, грудь небольшая, зато красивая фигура и густые волосы". Или "да, у меня некрасивые ноги, зато большая грудь". Или "да, у меня маленькая грудь и фигура так себе, зато огромные выразительные глаза". После чего она душевно расслабится и будет считать, что ей все обязаны. Потому что она лучше всех. Для того и ищется такая "выделенная точка". Она обслуживает некую изначальную потребность.

Русский человек весьма склонен к расслабухе - прежде всего душевной. Он любит найти некую "точку", которая точно так же будет обслуживать сразу две его базовые потребности: считать Россию великой, и в стабильной, спокойной, расслабленной жизни. А потом будет уверен, что России-матушке все обязаны, а напрягаться, создавая новое, развивая науку, культуру и производство вовсе ни к чему. Ни всей стране в целом, ни каждому в частности.

Где гарантия, что всеобщее покаяние не станет такой "выделенной точкой"? Мы покаялись, исполнили важный исторический долг, теперь всё как-то само устроится. Потребность-то базовая есть.

Почтенная леди с плакатом искренне убеждена, что без покаяния будущего нет. Американцы во время Второй Мировой запихнули решительно всех этнических японцев в лагеря. Они уничтожили почти всех индейцев. Они столетиями гноили несчастных негров. Ну и как, потом активно каялись? Всенародно? Палачей приговорили? У Америки есть будущее?
Французы и англичане сильно покаялись за жуткий произвол в колониях?
А как там с покаянием в Китае? Покаялись за ТяньанМень? И ничего, развиваются. И будущее почему-то есть.

Так вот, мой первый вывод: абсолютизируют значение покаяния те самые "абстрактные гуманисты". Которые не видят картину в целом, но мыслят на уровне мифологии, типа "гноить миллионы в лагерях нехорошо, потому что это негуманно". Которые больше всего думают об интересах личности, типа "каждый человек бесценен".
Вот, для того, чтобы эту самую личность уважали, как на Западе (о том, что сначала личность должна уважать себя, речи нет). Ну, и которые ничего не понимают в процессах общественного развития.

Я разговаривал с крупным японским обществоведом. Говорили о покаянии. Он сказал, что покаяние у японцев было, но не такое активное и последовательное, как в Германии. Что к нему призывают только левые интеллигенты, а значительная масса консерваторов резко против.
Узнав у меня, что в России есть люди, полагающие, что "не покаявшись, мы не сможем двигаться дальше", искренне изумился: "как связано покаяние и развитие? Это разные вещи".

Так вот, второй вывод: связкой "покаяние -> развитие" мыслят люди, менталитет которых заточен на решение задачи влёгкую. То есть не умеющие и даже не желающие понять, что надо медленно, продуманно и последовательно сдвигать с места огромную, неуклюжую, косную махину, постепенно, веками, преобразовывая её - прежде чем Россия будет развиваться по западному типу. Им кажется, что есть некое простое решение, "волшебная таблетка" - достаточно покаяться в преступлениях большевизма, и все препятствия к полноценному развитию разом исчезнут.
Ну, может ещё поменять Путина на другого, прогрессивного лидера. И мы стремительно рванём вперёд.

Наконец, следует задать вопрос: что имеют в виду те, кто призывают к покаянию? Точнее - что они, неосознанно для себя подразумевают?
Тут всё очень просто. Подумаем: от кого в первую очередь ожидают покаяния? Разумеется, от властей, а уже потом от рядовых исполнителей. Людей достало постоянное давление властей. Извечный тотальный деспотизм и вседозволенность. Им кажется, что если власть однажды покается, то тем самым ослабит давление навсегда. Это такое детское желание убедиться, что требующие покаяния как бы сильнее, чем власть предержащие. Это своего рода реванш над властью. (Читатель добавляет: "жаждущие покаяния, похоже, хотят видеть в нём признание властью собственной погрешимости, признание ошибок и как бы давание обещания "больше так не делать". Это, конечно, очень наивно".)

Само по себе стремление, может, и неплохое. Но, опять же, из него не вытекает тех масштабных изменений, на которые надеются.

Из этого не следует, что извинений жертвам и их потомкам не надо приносить. Не следует связывать покаяние и развитие, только и всего.
Tags: проблема развития, психология, русское
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments