Сделаю попытку оценки её положений.
1. Нравственное воспитание
Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование. Ольга Васильева заметила, что сейчас духовно-нравственному воспитанию детей в школах уделяется меньше внимания, чем натаскиванию на ЕГЭ. Она обратилась к учителям и попросила их проводить со школьниками внеурочное время — «время, когда мы с ребёнком можем работать, говорить и что-то делать, чтобы он стал гражданином нашей страны». Васильева подчеркнула, что главная задача учителя — постоянно оставаться в контакте с ребёнком и быть для него примером.
- Мы имеем вырывание нравственного воспитания из контекста всей российской действительности. Окружающая жизнь говорит детям одно, а учительница - да ещё по долгу службы - совсем другое. Угадайте, как будут относиться к этим занудным проповедям дети? На этом негатив последствий не кончается. В рамках какого предмета будут идти эти самые "уроки нравственности"? А рамках литературы, преподавание которой тем самым станет идеологизированным? Или отберут часы у другого полезного для развития интеллекта предмета?
2. Единый стандарт
Министр считает, что программа всех школ должна быть единой. «Сегодня мы живём с вами здесь, завтра — переехали. Ваш сын или ваша дочь пошла в школу, пришла, села, открыла учебники и начала с того места, с какого она закончила в предыдущей школе», — так объясняет Васильева своё представление о едином образовательном пространстве. По её мнению, это понятие не исключает творчества и вариативности.
Министр пообещала сократить число учебников и создать стандарт по каждому предмету, заменив примерные образовательные программы на «конкретные». По новому стандарту будет не больше трёх линеек учебников — для основных, базовых и углублённых предметов.
- Выглядит логично. Но каков процент учеников переезжает с места на место? Сейчас скажу - это в основном дети военных. То есть, единый стандарт вводится только из-за военных семей? И мы возвращаемся к советской уравниловке? А тогда за что боролись? Как насчёт демократичности, плюралистичности, возможности выбора, и всего такого?
3. Трудовое воспитание
В советской системе труд считался неотъемлемой частью воспитания всесторонне развитой личности. Сейчас уроки труда в начальной школе сводятся к плетению браслетов из бисера и оригами, а после пятого класса часто и вовсе исчезают из расписания. Советские младшеклассники учились работать с разными материалами, в том числе шить и даже конструировать простейшие детали. С восьмого класса в школах начинались «основы производства», и школьники обучались конкретной профессии — например, металлообработке. В конце 1980-х годов профессиональное обучение в старших классах признали необязательным, и «основы производства» постепенно исчезли из школ.
Ольга Васильева считает, что современным школьникам трудовое воспитание необходимо — они должны уметь «трудиться ежечасно, ежесекундно» и «получать радость от своего труда». C 2017 года по инициативе Минобрнауки в российских школы начнут вводить часы трудового воспитания в рамках предмета «технология», но Ольга Васильева призвала школы не дожидаться рекомендаций «сверху» и самим начинать приучать школьников к труду.
- О, да, только трудового воспитания нам и не хватало. Для ускорения развития. Началась новая Перестройка)) Дети - особенно в старших классах - и так до предела загружены. Получается, урок труда добавят дополнительно, или введут за счёт какого-то предмета, например, литературы?
Но дело даже и не в этом. Стоит напомнить, что вся идеология в СССР была основана на уважении к труду. Причём самому простому, неквалифицированному. Формально КПСС представляла рабочий класс, который тогда назывался авангардом - типа он самый прогрессивный и передовой (что, конечно, была ложь). В "демократической" РФ такого и в помине нет. Труд как таковой не только в загоне, но и всячески презирается. Физический труд - удел таджиков. Опять мы получаем цель, вырванную из общего социального контекста.
4. Ученические производственные бригады
В производственных бригадах советские школьники закрепляли навыки, полученные во время трудового обучения. Они выезжали в лагеря при колхозах и по несколько часов в день работали в поле или в лаборатории, в зависимости от специализации. Школьники учились управлять комбайнами и тракторами, выводить сорта сельскохозяйственных культур, помогали на животноводческих фермах.
Российские школы могут вернуться к советской практике вывозить школьников на производства, чтобы готовить их к работе в сфере сельского хозяйства. Васильева считает, что ученики должны получать полезные профессиональные навыки ещё в школе. Для этого в рамках предмета «технология» по направлению «сельское хозяйство» для школьников будут создавать агроклассы, лесничества, и производственные бригады.
- Это, конечно, враньё. Причём враньё от начала и до конца. Ученики никаких навыков не закрепляли - они тупо работали в колхозах и совхозах по уборке урожая или прополке. И не ради "закрепления навыков", а потому что на селе не хватало рабочих рук. Никаких навыков не закрепляли. Никакие с/х культуры не выводили, а к тракторам и комбайнам их и близко не подпускали. Жили в бараках, похожих на армейские казармы - по 50 человек на кубрик. И дисциплина чаще всего была армейская - прикреплённые учителя (как правило, физики, математики, труда или физкультуры) панически боялись, что дети что-нибудь вытворят. Отчего всячески "зажимали гайки". Наш физрук (поездка в колхоз после 7 класса) зачем-то гонял нас с подъема несколько километров, до полного изнеможения. Дети возненавидели лагерь, и через неделю половина упросила родителей их забрать, из-за палочной дисциплины. Невзирая на неё, мы со школьным товарищем умудрялись убегать купаться на реку Оку, за несколько километров. После 8 класса мы "проходили производственную практику" в булочной на улице Строителей. Расставляли хлеб по полкам. После 9 класса нас послали отрабатывать знания, полученные в производственном центре, связанном с ЭВМ. В ЭНИН Академии наук, на Ленинском проспекте. Всех до единого учеников послали убирать здание и вытаскивать старую мебель, начиная с чердака. Я был единственным, кто возмутился - почему меня и определили на самый настоящий компьютер (пусть и древний, "Эльбрус"), помогать хорошеньким молоденьким операторшам в заправлении перфолент, перфоркарт и в прочих мелких работах. Я их беспрерывно веселил, а в обед мы все вместе пили чай с печеньками. Ни о каких лабораториях я не слышал. Да и не допустили бы в них детей.
5. Уборка
Дежурства по классу, обычные для советских школьников, в последние годы стали довольно редкой практикой. Против них выступают родители, ссылаясь на статью закона об образовании, которая запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой. Министр с этим не согласна: она выступила за возвращение в систему образования самостоятельной уборки школьниками классов и территорий вокруг школы.
Васильева призвала прекратить воспитывать из школьников «маленьких потребителей» и заявила, что дежурство в классах не причинит вреда их здоровью, зато воспитает ответственность. «Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет», — объяснила Васильева.
- Здесь мы возвращаемся к третьему пункту. Где гарантия, что в современной системе учителя не пойдут на некий произвол? Например, заставят учеников ещё что-то делать. Где гарантия, что среди учеников тут же не возникнет неравенство, когда некие "особенные ученики" не будут принимать участия в уборке? Это начинание было хорошо в СССР, сейчас оно не совсем уместно. Да и не воспитывает уборка школы никакой ответственности. Она всегда воспринималась как тягота, от которой надо побыстрее избавиться.
Journal information