Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Возврат к лучшим традициям советской школы

Министр образования Ольга Васильева некогда выступила за «возврат к лучшим традициям советской школы». По мнению министра, роль современной школы всё та же: воспитывать «личность, уважающую свой народ и ценящую труд».
Сделаю попытку оценки её положений.

1. Нравственное воспитание

Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование. Ольга Васильева заметила, что сейчас духовно-нравственному воспитанию детей в школах уделяется меньше внимания, чем натаскиванию на ЕГЭ. Она обратилась к учителям и попросила их проводить со школьниками внеурочное время — «время, когда мы с ребёнком можем работать, говорить и что-то делать, чтобы он стал гражданином нашей страны». Васильева подчеркнула, что главная задача учителя — постоянно оставаться в контакте с ребёнком и быть для него примером.

- Мы имеем вырывание нравственного воспитания из контекста всей российской действительности. Окружающая жизнь говорит детям одно, а учительница - да ещё по долгу службы - совсем другое. Угадайте, как будут относиться к этим занудным проповедям дети? На этом негатив последствий не кончается. В рамках какого предмета будут идти эти самые "уроки нравственности"? А рамках литературы, преподавание которой тем самым станет идеологизированным? Или отберут часы у другого полезного для развития интеллекта предмета?

2. Единый стандарт

Министр считает, что программа всех школ должна быть единой. «Сегодня мы живём с вами здесь, завтра — переехали. Ваш сын или ваша дочь пошла в школу, пришла, села, открыла учебники и начала с того места, с какого она закончила в предыдущей школе», — так объясняет Васильева своё представление о едином образовательном пространстве. По её мнению, это понятие не исключает творчества и вариативности.

Министр пообещала сократить число учебников и создать стандарт по каждому предмету, заменив примерные образовательные программы на «конкретные». По новому стандарту будет не больше трёх линеек учебников — для основных, базовых и углублённых предметов.


- Выглядит логично. Но каков процент учеников переезжает с места на место? Сейчас скажу - это в основном дети военных. То есть, единый стандарт вводится только из-за военных семей? И мы возвращаемся к советской уравниловке? А тогда за что боролись? Как насчёт демократичности, плюралистичности, возможности выбора, и всего такого?

3. Трудовое воспитание

В советской системе труд считался неотъемлемой частью воспитания всесторонне развитой личности. Сейчас уроки труда в начальной школе сводятся к плетению браслетов из бисера и оригами, а после пятого класса часто и вовсе исчезают из расписания. Советские младшеклассники учились работать с разными материалами, в том числе шить и даже конструировать простейшие детали. С восьмого класса в школах начинались «основы производства», и школьники обучались конкретной профессии — например, металлообработке. В конце 1980-х годов профессиональное обучение в старших классах признали необязательным, и «основы производства» постепенно исчезли из школ.

Ольга Васильева считает, что современным школьникам трудовое воспитание необходимо — они должны уметь «трудиться ежечасно, ежесекундно» и «получать радость от своего труда». C 2017 года по инициативе Минобрнауки в российских школы начнут вводить часы трудового воспитания в рамках предмета «технология», но Ольга Васильева призвала школы не дожидаться рекомендаций «сверху» и самим начинать приучать школьников к труду.


- О, да, только трудового воспитания нам и не хватало. Для ускорения развития. Началась новая Перестройка)) Дети - особенно в старших классах - и так до предела загружены. Получается, урок труда добавят дополнительно, или введут за счёт какого-то предмета, например, литературы?
Но дело даже и не в этом. Стоит напомнить, что вся идеология в СССР была основана на уважении к труду. Причём самому простому, неквалифицированному. Формально КПСС представляла рабочий класс, который тогда назывался авангардом - типа он самый прогрессивный и передовой (что, конечно, была ложь). В "демократической" РФ такого и в помине нет. Труд как таковой не только в загоне, но и всячески презирается. Физический труд - удел таджиков. Опять мы получаем цель, вырванную из общего социального контекста.

4. Ученические производственные бригады

В производственных бригадах советские школьники закрепляли навыки, полученные во время трудового обучения. Они выезжали в лагеря при колхозах и по несколько часов в день работали в поле или в лаборатории, в зависимости от специализации. Школьники учились управлять комбайнами и тракторами, выводить сорта сельскохозяйственных культур, помогали на животноводческих фермах.

Российские школы могут вернуться к советской практике вывозить школьников на производства, чтобы готовить их к работе в сфере сельского хозяйства. Васильева считает, что ученики должны получать полезные профессиональные навыки ещё в школе. Для этого в рамках предмета «технология» по направлению «сельское хозяйство» для школьников будут создавать агроклассы, лесничества, и производственные бригады.


- Это, конечно, враньё. Причём враньё от начала и до конца. Ученики никаких навыков не закрепляли - они тупо работали в колхозах и совхозах по уборке урожая или прополке. И не ради "закрепления навыков", а потому что на селе не хватало рабочих рук. Никаких навыков не закрепляли. Никакие с/х культуры не выводили, а к тракторам и комбайнам их и близко не подпускали. Жили в бараках, похожих на армейские казармы - по 50 человек на кубрик. И дисциплина чаще всего была армейская - прикреплённые учителя (как правило, физики, математики, труда или физкультуры) панически боялись, что дети что-нибудь вытворят. Отчего всячески "зажимали гайки". Наш физрук (поездка в колхоз после 7 класса) зачем-то гонял нас с подъема несколько километров, до полного изнеможения. Дети возненавидели лагерь, и через неделю половина упросила родителей их забрать, из-за палочной дисциплины. Невзирая на неё, мы со школьным товарищем умудрялись убегать купаться на реку Оку, за несколько километров. После 8 класса мы "проходили производственную практику" в булочной на улице Строителей. Расставляли хлеб по полкам. После 9 класса нас послали отрабатывать знания, полученные в производственном центре, связанном с ЭВМ. В ЭНИН Академии наук, на Ленинском проспекте. Всех до единого учеников послали убирать здание и вытаскивать старую мебель, начиная с чердака. Я был единственным, кто возмутился - почему меня и определили на самый настоящий компьютер (пусть и древний, "Эльбрус"), помогать хорошеньким молоденьким операторшам в заправлении перфолент, перфоркарт и в прочих мелких работах. Я их беспрерывно веселил, а в обед мы все вместе пили чай с печеньками. Ни о каких лабораториях я не слышал. Да и не допустили бы в них детей.

5. Уборка

Дежурства по классу, обычные для советских школьников, в последние годы стали довольно редкой практикой. Против них выступают родители, ссылаясь на статью закона об образовании, которая запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой. Министр с этим не согласна: она выступила за возвращение в систему образования самостоятельной уборки школьниками классов и территорий вокруг школы.

Васильева призвала прекратить воспитывать из школьников «маленьких потребителей» и заявила, что дежурство в классах не причинит вреда их здоровью, зато воспитает ответственность. «Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет», — объяснила Васильева.


- Здесь мы возвращаемся к третьему пункту. Где гарантия, что в современной системе учителя не пойдут на некий произвол? Например, заставят учеников ещё что-то делать. Где гарантия, что среди учеников тут же не возникнет неравенство, когда некие "особенные ученики" не будут принимать участия в уборке? Это начинание было хорошо в СССР, сейчас оно не совсем уместно. Да и не воспитывает уборка школы никакой ответственности. Она всегда воспринималась как тягота, от которой надо побыстрее избавиться.
Tags: педагогика, политика
Subscribe

  • (no subject)

    Неоспоримое достоинство традиционного общества - во всеобщей системе подчиненности. Все были должны всем. Муж жене, родители детям, дети родителям,…

  • (no subject)

    Когда нашим солдатам начали попадаться убитые немцы, то всех удивляло одно: наличие противогазов в сумках. Советские солдаты - все до единого -…

  • Развитие человеческого мышления

    Наше сознание и мышление развивается по принципу интериоризации. Как мы учимся читать? Сначала читаем вслух по слогам. Потом читаем вслух по…

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment