Самоуважение - чувство (и связанная с ней потребность), возникающее, когда отмечают в себе качества и достоинства, которые являются значимыми и важными и требуют от других также отмечать их.
Самоуважение западного типа предполагает потребность человека, чтобы другие субъекты замечали и учитывали его желания и потребности. При этом человек рассматривает себя и других, а также властей как бы на равных, находящихся не в подчинённых, но в партнёрских отношениях.
Противоположностью самоуважения является пренебрежение - значительное умаление, отказ себе или другому в хоть какой-то ценности, или же значительное преуменьшение ее. А также готовность подчиняться (другому человеку, грубой силе, властям, и так далее) - то есть желание или потребность признавать свой более низкий социальный статус.
Итак, самоуважение западного типа — это чувство, возникающие тогда, когда человек видит ценность в себе или в других. И требует от других (а самое главное - от властей) признавать его ценность. Также этот тип самоуважения предполагает веру в эффективность социальных институтов, которые призваны учитывать ценность и потребности данного человека и обеспечивать их своей деятельностью. Последствием такой веры является то, что сотрудники западных социальных институтов не рассматривают себя как имеющих более высокий социальный статус (и тем более, как источник незаконного обогащения), но как обязательство и долг перед другими людьми и обществом в целом. В силу этого западная система устроена так, что социальные институты и власть стремятся сотрудничать с человеком, поддерживая его инициативность.
Ну, и в завершение - этот тип самоуважения предполагает веру в примат закона. Западный человек не имеет готовности подчиняться властям или другим людям, но готов подчиняться законам, признавать их верховенство. И требует того же самого от других. Разумеется, везде имеется в виду некие обощённые черты Запада, которые в отдельных случаях могут отличаться.
Очень интересным наблюдением поделился Михаил Крутихин:
"Один финский бизнесмен, помнится, рассуждал о психологии российских деловых партнеров. Его поразило, что русские в переговорах никак не могли воспринять привычный для западного бизнес-сообщества принцип достижения ситуации win-win, когдла целью сделки является некий выигрыш обеих сторон. Для русских, удивлялся финн, характерно рассматривать любую сделку как битву, где обязательно есть победители и побежденные. Они совершенно не способны пойти на компромисс с тем, чтобы встретить партнера на полпути. О взаимных уступках нет и мысли. Для русских цель сделки - не просто одержать верх над противоположной стороной, но добиться победы с максимальным триумфом, с унижением противника." Русские не имеют самоуважения западного типа. Они мыслят категориями не равенства (и потому поиска компромисса), но "господство-подчинение". То есть как бы просчитывают, кому что положено, кто важнее, кто ниже. И потому в переговорах стремятся подчинить себе других" (https://nalymov.dreamwidth.org/1107539.html).
Итак, русский человек уважает прежде всего тех, кто стоит выше на социальной лестнице - а потому в переговорах стремится подчинить себе других. Что до самоуважения русского человека, то об этом можно почитать здесь: https://www.facebook.com/igor.vl.lebedev/posts/2194828330572748
Поскольку русские люди не доверяют институтам и не верят в закон, им остаётся верить в конкретных людей и готовность подчиняться тому, кого признают стоящими выше на социальной лестнице (то есть, в конечном счёте, сильнее). Последствием такой веры (можно говорить о менталитете) является то, что сотрудники российских социальных институтов рассматривают себя как имеющих более высокий социальный статус, а также как источник незаконного обогащения. Обязательство и долг перед другими людьми и обществом в целом представляются им как нечто несущественное и вторичное.
Чем выше поднимается русский человек по социальной лестнице, тем более он чувствует себя господином, безраздельно властвующим над нижестоящими. Такое положение дел в значительной степени связано с "колониальным" типом нашего характера, сформировавшемся в результате насильственного подчинения других народов и земель (подробнее можно почитать здесь: https://kot-begemott.livejournal.com/2886649.html)
В силу этого российская система устроена так, что полностью подавляет всякую инициативу. Риск сделать что-то оказывается более высоким, чем риск не сделать. Такая система не может и не должна развиваться - пока не поступит команда от самого-самого сильного, находящегося на вершине пирамиды. Самостоятельно, за счёт низовой инициативы она развиваться не может, не должна и не будет - в нынешнем её состоянии, разумеется.
Проследить отличие западного типа самоуважения от русского можно на следующем примере. Если рядом с входом в супермаркет выставить продукты с истекающим сроком годности, то мало кто из англичан будут их брать. Использую именно их пример, потому что лично расспрашивал. Ответствовали, что это продукты для бедных, что мои собеседники имеют работу и могут сами купить, что неловко перед окружающими, и вообще - потеряют самоуважение. В России же эти продукты брали бы все без зазрения совести. Даже весьма обеспеченные люди.
Теперь гордость. Это ощущение своей сопричастности к чему-то великому, достойному, вообще выходящему за рамки обыденности. Например, мусульманин гордится своей религией. Кавказцы гордятся своей силой ("Кавказ - сила"). Американцы гордятся своим величием и прогрессивностью. Русские гордятся былыми достижениями. Швейцарцы... Ну, и так далее.
Таким образом, гордость не равна самоуважению. Человек может гордиться чем-то (скажем, своей историей), но с готовностью подчиняться более сильному. А самоуважение русского человека не имеет ничего общего с западным типом самоуважения.
Journal information