Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Для тех, кто верит, что в России есть гражданское общество


Или что оно может быть.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов. В их числе:
- равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
- гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;
- экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
- гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
- свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
- свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
- существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов.
Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Идея гражданского общества возникла в Европе, в античном обществе. Но впоследствии западная цивилизация дала толчок развитию некоторых основ для появления зачатков гражданского общества и в других цивилизациях.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах Античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римского частного права). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.

В масштабе больших регионов Европы, а затем Америки можно обозначить три этапа развития гражданского общества, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.

На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относятся переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформление в теорию естественного права основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала революции в Англии (1640 г.), как отмечено, ряд историков ведут отсчет Нового времени.

На втором этапе (примерно конец XVII-конец XIX в.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и частном предпринимательстве.
В XX в. началась социализация гражданского общества - третий этап его развития.

Народы и государства Европы прошли исторический путь от античного полиса, через феодализм, к той стадии развития, когда, наконец, стало возможным осмысление самой идеи гражданского общества, появление общества независимых, но способных сплотиться ради достижения своих целей личностей, когда стали возникать необходимые элементы этого общества. В Западной Европе эта новая ситуация привела к созданию новой идеологии - либерализма, в основание которого было положено признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей цивилизованных людей.

Таким образом, импульс античных обществ, воспринятый Западной Европой в эпоху Возрождения, дал основание для уникальных перемен, приведших через буржуазные революции в Новое время к появлению гражданского общества как уже подлинного феномена.

Возникновение гражданского общества в мире связано с появлением капиталистических производственных отношений, разрушивших жесткие рамки сословно-феодального строя и увеличивших значимость отдельного человека в обществе. Замена сословных привилегий всеобщим юридическим равенством определила качественно новое положение личности в обществе. Индивиды, независимо от их социального и имущественного положения, были признаны полноправными участниками общественной жизни и превратились из подданных государства в граждан.

Начало этому процессу положило формирование представительного государства, которое стало выступать от имени всего населения. Для этого было законодательно признано юридическое равенство людей на основе наделения их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды, независимо от их социального происхождения и имущественного положения, были признаны свободными и полноправными участниками общественной жизни.

Наиболее существенной экономической предпосылкой свободы индивида явился институт частной собственности, который способствовал формированию развитого гражданского самосознания.

Конечно, юридическое равенство не предполагает фактического равенства, а означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создавало определенные условия для проявления талантов и способностей личности.

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии, США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. До появления гражданского общества в подавляющем большинстве стран существовали абсолютистско-монархические режимы. Государство средствами прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировало жизнь индивидов. Государство в лице монарха одним сословиям даровало некоторые права и привилегии, а других лишало всего.

Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, образовывавшихся автономными ас­социациями граждан, наталкивалось на противодействие централизованного государства.

Однако государство вынуждено было не только считаться с возникшими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений с населением, существенно перестроить собственные властные структуры. Не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством был разрешен установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. В ряде случаев он вылился в открытые столкновения парламента как органа народного представительства и королевской власти по поводу их политической роли и объемов властных полномочий. Такие столкновения, подчас перераставшие в настоящую гражданскую войну, стоили в общей сложности многих миллионов жизней. Борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политико-организационных форм обеспечения Стабильного и умеренного правления, при котором осуществлялось бы сбалансированное распределение политической власти в обществе.

Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как прави­ло, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших единую систему конституционализма. Однако соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства государства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы.

Англо-американская модель конституционализма акцентирует внимание на свободе как до­минирующей ценности, не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства. В Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.) такая определяющая роль гражданского общества была выражена следующим образом: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность; народ — источник власти, и ему принадлежит суверенитет, правительство — слуга народа. Все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают его интересы, то народ имеет право на восстание и свержение правительства, не выполняющего свои прямые обязанности, и прежде всего обязанность заботиться о благе всего народа.

В дальнейшем, как показал опыт, в США и Великобритании использовалось государственное регулирование экономики. Идея регулирующего воздействия государства наиболее четко проявилась в «новом курсе» Ф. Рузвельта в 30-х годах, а затем в период после второй мировой войны.

В Западной Европе отношения между государством и гражданским обществом складывались иначе и дали другую модель конституционализма — евроконтинентальную. Традиции сильного государства, отсутствовавшие в США и островной Великобритании, сформировали особый режим отношений государства и гражданского общества, который нашел свое отражение в концепции правового государства, наиболее активно разрабатывавшейся в Германии. В ней акцент был сделан на идею об особой роли государства в жизни общества. Свобода индивида ставилась в зависимость от мощи государства, поскольку, лишь будучи сильным, государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу, порядок в обществе, т. е. идея государственного порядка, национального единства ставилась выше ценности свободы личности.

В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм конституционализм как ре­жим отношений государства и гражданского общества имеет различное толкование. В тех странах, где гражданское общество было зрелым, система конституционализма положила начало процессу постепенного перехода к демократии, первым шагом на этом пути было действительное ограничение функций монарха и расширение полномочий народного представительства (парламента).

Из Сети
Tags: либерализм, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott декабрь 12, 04:34 120
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments