
Если в России что-то делается по уму, то не за счёт правильно функционирующих социальных институтов. И уж тем более не за счёт продуманных законов и реформ. Русские люди используют закон как ширму, своего рода прикрытие. По нему никогда не живут. Но только и исключительно за счёт усилий отдельных энтузиастов. Чаще всего входящих в противоречие (противостояние) с системой.
И даже не усилий, но сверхусилий. Так сказать, из кожи вон.
Почему возникает противостояние?
Сама по себе система действует (и живёт) по принципу не "сделай как можно лучше", но под девизом "как бы не было хуже". Ну, или "как бы чего не вышло", по смыслу это почти то же самое. Система заточена на сбережение того, что есть. Сохранение status quo.
Иными словами, система внутренне, самою своею сутью, институтами, законами, строением, жизненными интересами подавляющего большинства элементов - а теперь ещё и идеологией патриотизма - сопротивляется любым нововведениям и усовершенствованиям.
Потому что все как-то устроились, все имеют с нынешнего положения дел свой мелкий или крупный гешефт. Всех всё устраивает. Кроме тех самых единичных выскочек.
Что такое "сделать хорошо, по уму"?
Это сделать не только качественно и правильно, но и с прицелом на будущее. Чтобы оно и в будущем, в новых реалиях, действовало хорошо. И всех устраивало.
Такой подход предполагает не только постоянное улучшение, но значительную открытость к новому, готовность принять его, сделать частью жизни, рассматривать как свои интересы. Короче, использование самого нового и самого лучшего в любом деле и любой области.
Наша же система заточена на сохранение того, что есть. "Предки без этого как-то обходились, да не хуже нашего пили-ели". Она отвергает и новое, и любые улучшения. И она не думает о будущем вообще. День прожит - и слава Богу.
Поэтому она сопротивляется любым нововведениям - причём на любом этаже социальной пирамиды - и может измениться лишь на микроуровне. И не за счёт своего функционирования, но исключительно за счёт сверх-усилий отдельных выскочек.
Готовых ради улучшения пожертвовать всем. В том числе и жизнью.
Journal information