Пункт 1. В одном нестоличном университете в 1990-е - начале 2000-х создали неплохую образовательную программу. Подобрали преподавателей так, чтобы они вели предметы, в которых разбирались, по которым занимались исследованиями и что-то публиковали. Зарплаты были низкими, но программа успешно работала.
Пункт 2. В российском образовании началась кампания по сокращению ППС (профессорско-преподавательского состава). Сначала по какой-то министерской методичке университет потребовал сократить всех преподавателей, нагрузка которых была меньше ставки. Ушли люди, читавшие отдельные курсы по предметам, в которых они были доками. Эти курсы передали оставшимся коллегам, увеличив их нагрузку (не зарплату) за счет предметов, которые им надо было самим изучать с нуля ("профессор - это тот, кто может любой курс на своей кафедре прочесть без подготовки". Ага, щаз).
Пункт 3. Сокращения стали резче. Разнообразные курсы (на которых присутствовало небольшое количество студентов - до 12 человек) ликвидировали, сведя всех студентов в потоки общих лекций. Уволили (отправили на пенсию, не продлили контракт, вынудили уйти другими способами) еще значительную часть преподавателей. Оставшиеся вынуждены были вести еще более разнообразный набор предметов, в большинстве из которых им надо было разбираться на ходу.
Пункт 4. Из-за уменьшения количества ППС стали объединять кафедры. Внутри новых кафедр нагрузку перераспределили таким образом, что преподаватели совсем перестали вести те предметы, по которым они занимались исследованиями (их передали другим людям), потому что их нагрузили совсем другим.
Пункт 5. Министерство спохватилось и выдвинуло требование, чтобы предметы вели люди, которые имеют публикации в этой отрасли знаний. Поскольку вернуть уволенных невозможно, и перераспределить нагрузку назад оставшимся специалистам - тоже головная боль, - новые люди, защищавшие диссертации по другим направлениям науки (иногда и по другим наукам) срочно ваяют нечто наукообразное для публикации в мусорном журнале, - для того, чтобы подтвердить свое право преподавания этого предмета.
Пункт 6. Студенты массово забирают документы с этой программы, говоря, что их обманули.
Московский вуз сообщает, что проблема в низком качестве преподавателей в региональных университетах, и потому надо перевести преподавание в онлайновую форму, где занятия будут вести доценты из Москвы.
Из ФБ
Journal information