В 1942 году Т-34 был испытан американцами на полигоне Aberdeen (штат Мэриленд, США) ...
В документе ...отмечалось, что двигатель Т-34 вышел из строя после 343 км пробега, виной этому стал воздуховод, забившийся грязью. После попадания ее в ЦПГ, двигатель ... заклинило, в результате чего танк с испытаний сняли.
Американцы отметили, что пружины подвески сделаны из некачественной стали, башня тесная, вопросы вызвала и водопроницаемость корпуса, и поворотный механизм башни – он был «слаб и искрил».
Не выдерживала критики механическая обработка бортовых фрикционов, а от трансмиссии, установленной на Т-34, американцы отказались 20 лет назад. Отдельно у янки вызвало шок внутреннее пространство боевой машины: теснота, отсутствие элементарных удобств для экипажа.
А вот что понравилось американцам, так это мощный дизельный двигатель и эргономичное размещение боеприпасов.
Настоящее название документа – Second Partial and First Consolidated Report on Russian Medium Tank T34 and 10th Report on Ordnance Program #5887, 02.12.1943, Army Ordnance Research Centre. Он представляет собой отчет о ходовых испытаниях танка и результаты исследований металла, сделанные разными лабораториями, но в общем доступе не размещен до сих пор.
Танки действительно имели недостатки. Бывалые танкисты называли Т-34 "крематорием", его топливный бак располагался рядом с экипажем, между боковыми стенками, тонкая броня которых пробивались снарядом. От попадания снарядов люки часто заклинивало и выбраться наружу было невозможно, поэтому танкисты старались не закрывать их, если это позволяли условия боя.
Прошедший всю войну танкист Ион Лазаревич Деген вспоминал, что танк Т-34-85 представлял собой такую же «консервную банку». Командиры проклинали сиденье на пружинах, а экипаж задыхался от пороховых газов. Обзор был минимален – через перископ или прицелы было плохо видно, а высовываться из башни или открывать лючок мехвода было опасно во время уличных боев.
При попадании снаряда в башню экипаж внутри осыпало окалиной и осколками брони с внутренней стороны. Кроме того, из-за тесноты, при попадании снаряда в броню, экипаж получал травмы от резкого удара о внутренние узлы и агрегаты. Поэтому нередки были случаи, когда, даже не пробив броню, снаряд выводил из строя экипаж.
Однако у Т-34 были и достоинства, например маневренность, дизельный двигатель, соотношение цена – качество.
...Как уточняет в своих публикациях историк Алексей Алексеевич Киличенков (статья «Поединок менталитетов: Т-34 против «Пантеры»), превосходство Т-34 в защите, подвижности и огневой мощи достигалось за счет комфорта экипажа, причем большую часть преимуществ экипаж не мог реализовать из-за плохого обзора.
https://russian7.ru/post/na-nikh-nelzya-voevat-pochemu-amerik/
Journal information