Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Обыватель и его мифы



Почему у обывателя в мозгу складывается мифологическая картинка?

Не потому, что не хватает ума. Достаточно ума, чтобы понять. Не велика премудрость. Дело вообще не в уме.

Обыватель НЕ ХОЧЕТ понимать. Ему это не нужно. Это, в некотором роде, не комфортно. Самое главное - душевный покой. Эти знания, и связанные с ними душевные ресурсы, могут оказаться для обывателя избыточными. Эти знания не помогут ни в его жизни, ни в работе. Лучшим специалистом за счёт них он не станет.

И когда он спорит в Интернете, то не выясняет истину, но защищает свой душевный покой. А его, в свою очередь, обслуживают мифы. На поверхности это выглядит как то, что он держится за мифы (даже если аргументирует логично). На самом же деле - за свой удобный и комфортный мир. За ту самую стабильность. И это не только нормально, но даже и в некотором роде мудро. Не в смысле, что мудр он сам - нет, мудро устроен такой расклад.

Сюда следует также добавить, что отнюдь не знания, но мифы - и только они - цементируют общество, позволяют ощущать себя единым целым. "Я как-то услышал новую версию, открытие о том, что царевича Дмитрия, оказывается, убили не так, как все раньше думали... Я позвонил другу и рассказал ему об этой сенсационной версии. Тот выслушал без всякого энтузиазма. Я поразился такой реакции. А он сказал: "А зачем мне нужна новая версия, которая разрушает мою связь с теми людьми, кто верил в прежнюю последние 400 лет?"

Обыватель не должен понимать. В процессе познания всегда задействованы не только мозги, но и душевные силы. А также нужна мотивация. Ради чего ему всем этим заниматься? Каков выход, так сказать? Предпочтение мифа освобождает душу для плодотворной работы.

Ну так вот. Чтобы выяснять истину, нужно этим всё время заниматься. Посвятить себя служению, так сказать. Быть готовым к любым неожиданностям. И даже выводам весьма неприятным. К головной боли и даже мучениям - потому что никуда не деваются душевные привязанности к познаваемому объекту (в нашем случае - к обществу). Следует подчинить всю свою жизнь этому процессу, принести ему некие жертвы.

На такое способны лишь единицы. И это совершенно нормально - на таком раскладе весь мир стоит.

Теперь представим себе, что обыватели понимают ВСЁ. Весь расклад, как он есть. В нынешних условиях изменить они ничего не могут. Субъектности не имеют.

К чему это приведёт? Только к упадку, депрессии. У людей повиснут руки. В нашей культуре они сопьются. Кому от этого будет лучше? Тут нужно идти дальше, себя развивать, свои внутренние силы.

Но возможно и другое: обыватель ударится в бунт, бессмысленный и беспощадный. Чтобы как-то выплеснуть бесплодные эмоции.

Обыватель не может понимать. Мифы обслуживают его жизнь, которая первична. Они идеологически обеспечивают его жизнь, придают ей более высокий смысл. Ибо всё познаётся в сравнении, и если обыватель узнает горькую правду об обществе, о всех проблемах, то его жизнь предстанет в его глазах как заведомо ничтожная. Если же он живёт мифами, то они наполняют его жизнь смыслом, а душу - спокойствием. Для упрощения скажем так: обыватель приносит своему спокойствию в жертву познание. Впрочем, у него остаётся утешительная иллюзия, что он и так знает всё)) И просвещать обывателя бесполезно, потому что сама жизнь ему препятствует в познании.

Если всё же заняться активным просвещением обывателя, то это вызовет у него не просто реакцию отторжения. Будет другое. Само просвещение он будет воспринимать как процесс разрушения мифических устоев, на которых покоится его уютненький мирок. Но, поскольку он человек простой, не может соотнести в своей маленькой головке две идеи и выбрать правильную, то он почти всегда идёт по простому пути. Мыслит всего персонифицированно, ad hominem. Чего это с ним тут спорят, что хотят внушить? Не иначе собеседник имеет что-то против него лично. Отсюда - естественная потребность найти личные недостатки у оппонента.
Не обязательно обыватель способен признаться себе в этом бессознательном мотиве. Но так или иначе, в дискуссии, касающейся обывательских мифов он неизбежно присутствует.

По этой причине необразованное сословие относится к учёным не просто с презрением, но затаённой ненавистью. Нутром чует, что эти высоколобые бездельники знают что-то, что угрожает жизни и покою простых людей. Обычно эта ненависть до сознания не доходит. Но не всегда.

У специалиста-обществоведа соотношение в точности обратное. У него жизнь обслуживает процесс познания, и тем самым оказывается вторичной. Он живёт своими познаниями, процессом приобщения к ним и создания нового. И в жертву он приносит свою жизнь. Разве не так? Жизнь учёного - всегда жертва науке. Но так могут жить лишь единицы.

В жизни чаще всего не удаётся получить всё. Получая одно, мы почти наверняка проиграем в другом. В данном случае выбор таков: либо спокойствие и мифы, либо знание и огорчения. Потребности жизни очень часто входят в противоречие потребностям познания. Почти всегда страдает либо одно, либо другое. Совместить не удаётся.

Кроме того, для познания общества нужна - вы не поверите! - некая нравственность. Если верить Пушкину, высокое познание и безнравственность мало совместимы. Трудно вырвать познание из целостной человеческой личности и жизни. Чтобы трудиться на обычной работе, можно быть хитрым, лживым, и так далее. В науке такое уже не работает.

Порядочность вообще отражается на всех свойствах нашей натуры. Она влияет на выбор круга общения. Порядочность связывает с другими людьми. То, что мы получаем, должны отдавать другим.

Научное познание (в том числе и общества) предполагает определенную свободу от чужих знаний. Здесь есть двойственность. С одной стороны, мы опираемся на чужие знания. А с другой - мы должны иметь внутреннюю свободу опровергнуть их, не считать других авторов непререкаемыми, высшими авторитетами. Пойти против всех.

А по настоящему свободен лишь тот, кто искренен.
Искренность всегда связана с порядочностью, она вторична от неё.
Tags: культура, патриотизм, философия
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments