(Расшифровка диктофонной записи)
Вот есть некий чиновник, который оказался супер-пупер энтузиастом, супер-пупер героем, и в карман ничего не кладёт и только во имя общества работает. Мы выяснили, что его никто не оценит. Вообще никто не ценит, если ты делаешь что-то реально самоотверженное. И здесь возникает вопрос: а почему?
Ежели человек хорошо что-то делает, то по идее мы так и думаем, что так и надо делать. Но тут какой-то момент появляется, что "ну молодец, и делай так дальше". То есть никто этого не делает, а ты делаешь, вот и молодец, так и делай. Вот ощущение, что так и должно быть, и это не ценится.
Тот человек, который делает лучше чем все, в той ситуации, в которой все делают тяп-ляп, он является выскочкой, а у нас таких не любят. Ты хорошо работаешь, и на твоём фоне оказывается, что остальные будут работать плохо. Не нормально, а именно плохо. И потом ещё от начальства попадёт. Всем, а не одному тебе.
Потому что в ценностях выживания не должно быть выскочек. А все должны быть одинаковое "болото". А тот, кто слишком хорошо работает, во-первых систему он не изменит, и когда он уйдёт, всё опять обрушится, вернётся к убогому уровню, а во-вторых сейчас всем будет из-за него трудно. А в-третьих, может быть та же советская ситуация, если директор выполнил план, то на следующий год ему дадут не 100% а 102%. Раз делаешь 100, значит можешь и 102 сделать, никуда не денешься. Нет, лучше сделать план на 99%. Чуть-чуть поругают за процент, зато на следующий год не повысят.
Это же та же самая ситуация, те же ценности выживания. А что такое ценности выживания? В нашем случае, это когда мы всем обществом противостоим власти. Мы выживаем, борясь с ними, а они выживают борясь с нами.
Так же и студенты хотят обмануть преподавателей, а преподаватели хотят упростить себе жизнь. Это же тоже взаимное выживание. Каждый за свои интересы борется.
И в этой ситуации выскочка, попавший в простой коллектив, во-первых заставляет обратить внимание на этот коллектив, излишнее внимание начальства, а во-вторых всех потом могут заставить работать лучше. Вот он же может, значит и вы давайте. И привычной расслабухи уже не будет.
Но здесь дело даже не во всеобщей лени. Дело в том, что в этой системе хорошо работать очень трудно. Приведу советский пример. Какие-нибудь обувщики, резинщики, которые делают подошву для обуви. Допустим, они будут качественно делать, и превысят план на 110%. Но другие-то в этой системе выпускают обуви ровно столько, сколько и раньше. И значит эти 10% подошв будут просто лежать на складе и занимать место. А если потом модель обуви изменится?
И вот здесь то же самое. Тут дело даже не в лени данного коллектива, а дело в системе. Система в целом препятствует тому, чтобы данный коллектив лучше работал. То есть на самом деле проблема системная, она глубже, чем лень всех членов коллектива, который заставят работать лучше из-за данного выскочки. Когда ты надрываешься на своей работе, то другие на аналогичной работе могут начать тебя пенять: "а вон, смотрите как такой-то!" Если у всех есть какая-то одна проблема, которую ты решил, а другие нет, то всем потом могут сказать: "а вот он же решил, поэтому и вы решайте". Получается так, что ты как выскочка оказывался поперёк горла своим коллегам. Если бы ты сидел и работал как все не выпендривался, все было бы лучше.
Коллектив – это выживание всех, а не каждого по отдельности. Ценности выживания – это когда выживает коллектив. Или чиновники в данном случае, когда мы говорим о чиновнике.
Так вот по поводу вопроса, почему не ценят выскочку. Не только не отмечают его труд, не хвалят, не поднимают на щит, и не только ругают, потому что он бельмо на глазу и таких как он у нас не любят на Руси. А вот по какой причине. Ценности выживания предполагают хапать там, где ты сидишь. Человек сидит на своём месте, хапает что-то. А выскочка мог что-то поиметь кроме положенного.
Выскочку не понимают, потому что все понимают только одно. Если ты сидишь на этом месте, то ты должен с этого что-то иметь. А он выскочка, он герой. И его не понимают именно потому, что он живёт не как все, потому что обыватель мыслит категориями: "я бы на его месте взял бы взятку с этого человека, а он не берёт, да он дурак". Не ценят именно потому, что выскочка не хапуга. Не такой как все. Это не укладывается в голове у человека, что человек сидит на синекуре и с этого ничего не имеет. Потому что всё общество живёт другими ценностями. И поэтому эти подвиги проходят, ну, уж если без прямых указаний, что ты всем как бельмо на глазу, то без понимания. На героя смотрят как на дурака. Ну ты бился, и чего? Ты чего-то изменил? Жизнь-то в целом осталась той, какой была. У нас ценности выживания предполагают мышление на уровне не клана как на Кавказе, а коллектива.
Те, кто оценивает, как работника мыслят категориями системы, коллектива, кластера, ячейки. Они не мыслят, что человек честно выполнял свой труд и может уважать себя, потому что этими категориями, индивидуалистическими, самоуважение, у нас на Руси вообще не мыслят. Мыслят категориями "а чего ты изменил?". Вот если бы ты там как Пётр I Россию поднял на дыбы, тогда да.
У нас мыслят категориями системности. Ты можешь сказать, что "я теперь могу себя уважать", этого просто не поймут. Твои внутренние переживания по поводу уважения к себе, высоких принципов, соблюдения законности, уважения к себе, никого не интересуют.
Это работа целой системы, а не просто там каких-то отдельных лентяев и прохиндеев. Вся система не просто на свойствах этих людей построена, а вот на этом характере. Это всё уже институциализировалось. Вросло. Структура уже работает. Всё работает как единая система. Один человек не в состоянии её изменить.
Благодарность Алексею К. за набор текста
Journal information