...К лету 1945 года НКВД начало разбираться с бывшими бойцами Армии Крайовой. Эта подпольная военная организация, сражавшаяся во время войны против Германии, но подчинявшаяся польскому правительству в изгнании. Костяк командиров АК составляли офицеры, служившие еще в довоенной польской армии. А к ним Сталин всегда относился с подозрением.
В итоге НКВД арестовало не только многих старших офицеров АК, но и рядовых бойцов. Это были простые молодые ребята, многие из которых были мало образованы, ничего не понимали в политике и просто хотели сражаться за свободу родной Польши в годы фашистской оккупации.
27-28 марта 1945 года руководители Польского подпольного государства прибыли на переговоры с представителями СССР.
НКВД арестовало прибывшую делегацию - это 15 высокопоставленных руководителей подполья, включая главнокомандующего Армии Крайовой генерала Леопольда Окулицкого и вице-премьера Яна Станислава Янковского. Все они были вывезены в Москву, где их три месяца жестко допрашивали. В итоге польские политики и военачальники получили до 10 лет тюрьмы. Окулицкий и Янковский умерли в советских лагерях.
"Первые месяцы после освобождения Варшавы были для поляков временем надежды на новую жизнь и свободу, но эта надежда так и не сбылась", - отмечает доктор исторических наук Лукаш Адамский.
"Закончился кровавый фашистский режим. Но свободной Польша так и не стала. Ужасный немецкий тоталитаризм и политика геноцида сменились другим режимом, но тоже тоталитарным. Важно, что советский режим не был направлен на уничтожение поляков как нации, а только на уничтожение так называемых "вражеских классов" и политических противников" - добавляет Адамский.
По оценкам польских историков, до 1956 года до 2 млн жителей Польши могло попасть под репрессии НКВД и польских органов безопасности по политическим причинам.
"Проблема в том, что российские власти пытаются представить судьбу Польши как некую дихотомию. Либо кровавый фашистский режим, либо просоветское правительство. И при таком раскладе просоветское правительство, конечно, выглядит как более хороший вариант. Но почему-то нет опции независимого польского государства. И именно поэтому полякам сложно воспринимать то, что произошло, как освобождение", - отмечает профессор Адамский.
https://www.bbc.com/russian/features-51145271
Journal information