Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Сказка про Курочку Рябу




"Мало кто знает, чем сказка кончается (в наиболее полном варианте). Наверно большинство скажет, что кончается она тем, что курочка снесла простое яичко взамен разбитого... Это финал, придуманный в советские времена. В оригинале, когда мышка разбила золотое яичко, дед-баба плачут, а к ним на шум и плач прибегает жена местного пономаря. Ей поясняют, что произошло, она тоже в слёзы, бежит, рассказывает мужу. Муж бежит в храм и рвёт церковные книги.
На грохот прибегает жена дьякона. Ей поясняют суть происшедшего, она в слёзы, рассказывает мужу. Муж прибегает в храм, срывает колокола, сбрасывает с колокольни.
Подбегает попадья. Ей поясняют, что произошло, она бежит к мужу. Священник бежит в храм, топором рубит иконы. Тут и сказочке конец."


Обратим внимание. Участники действа, священнослужители, намеренно уничтожают предметы христианского культа. Это типичное "поведение наоборот".

Для понимания логики событий упростим повествование. Рассмотрим вариант, что дед и бабка не пытались разбить яйцо. Это сделала мышь. Тем более, что в одном из вариантов сказки (их несколько) они положили яйцо на почётное место и любовались им. А тут... Так что это предположение вполне обоснованно. Что мы тогда имеем?

Поскольку подавляющее большинство сказок опирается на языческое мировосприятие, то, для понимания данной, следует вспомнить о весьма распространённой в древности практике: после того, как случается какое то "неправильное" событие (град, засуха, война, моровое поветрие, массовая гибель скота), язычники проводили обряды, призванные исправить, как-то переломить ситуацию. В данных обрядах всё делается неправильно, "наоборот" - плугом вспахиваются озёра и реки, люди шагают задом наперед, надевают неправильно обувь или неправильную одежду - например, вывернутую наизнанку. Одна неправильность призвана нейтрализовать другую. Логично, не правда ли?

Ход мысли здесь следующий: люди всё делали правильно, но нежелательное событие, тем не менее, произошло (потом, после, post hoc). Если мы теперь начинаем всё делать неправильно - как бы в ответ - то символически возвращаем время вспять, до события. Авось, оно и не произойдёт. Как-то нейтрализуется в ходе столь же неправильного ритуала. Подобное вытесняют подобным.

Одновременно мы демонстрируем божеству, "ответственному" за нежелательное событие, что готовы ради него на некие жертвы. Полагаю, они и приносились в более древние времена. Собственно, одно не исключает другое.

Естественно, орудия, которые мы используем для ритуального антиповедения, должны быть - операционно или символически - связаны с нежелательным событием. Скажем, если началась засуха, погибает хлеб на полях, которые сначала вспахивали (с помощью плуга), то этим самым плугом вспахивают реку. Авось, это действо вернёт нас в прошлое, к периоду засева. И засуха кончится. А может, тот, кто посылает дождь, оценит процесс вспашки реки (ну, хотя бы красоту идеи) и примет надлежащие меры. Почему нет? Надо же что-то делать!

Теперь посмотрим на сказку под этим углом.
Какое нежелательное для ВСЕХ событие произошло в сказке?
Было разбито золотое яйцо.

Очевидно, здесь речь не идёт о богатстве или его символе. Яйцо из настоящего золота ещё и не разобьёшь - это мягкий металл. Уж этот-то факт был нашим предкам хорошо известен - что 500, что 1000 лет назад. То есть разбилось не совсем яйцо.

Нетрудно догадаться, что яйцо в сказке нечто символизирует. Некое божество, которое внешне похоже на золотую сферу, и которой поклонялись наши предки. Даждьбог, или Хорс или Ярило, ага. Бог солнца. В частности, Ярила прославлялся, как "распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке" (П. Ефименко. «Зап. Имп. Рус. Геогр. Общ. по отд. этнографии», 1868 г.). Даже в период христианизации Руси имя Даждьбога во многих источниках упоминалось, как основного прародителя всех ныне живущих славян. Его кумиры возводили в триглавах почти во всех древних славянских поселениях.

Большой соблазн предположить, что в языческих ритуалах, связанных с поклонением солнцу использовались шары или яйца из золота. Здесь важно внешнее сходство (типичная магия подобия): воздействуя на символ, мы тем самым задабриваем его первообраз. Чем больше символ похож на первообраз, то есть языческое божество, тем лучше. Однако это не подтверждают археологические находки. Тем не менее, несмотря на то, что золотые яйца исторически в таких обрядах не использовались, то намёк на божество Солнца всё равно очевиден.

По этой же логике строились многие народные приметы: например, пустое ведро ассоциировалось с пустою женской утробою. Отчего нерожавшей женщине было крайне нежелательно встречаться с человеком, его несущим - это навеки грозило бесплодием. Приходилось обходить далеко стороной.
А ещё нельзя было встречаться с зайцем, священником и много кем ещё. Представляете, в каком интересном мире тогда люди жили?

Итак, мышка разбивает яйцо, символ Солнца. Реальное золотое яйцо разбить нельзя, а вот символическое, волшебное - запросто. Тем более, что снесла его обычная курочка. Тем более, что разбивает его мышь, которая тоже что-то обозначает. И мы вскоре узнаем, что именно.

То есть у нас у всех теперь есть страх, что Даждьбог обидится, солнце завтра не взойдёт. Или взойдёт какое-то неправильное, разбитое. Светить будет не так, и вообще произойдёт чёрт знает что. Вся жизнь может кончиться. Этот страх составлял основу тогдашней, подверженной многим рискам, жизни. Чем менее развит человек, тем больше в нём страхов. И вообще, чем больше вокруг непонятности, неопределенности, тем мы суевернее. Это нормально, так устроена жизнь.

Однако герои повествования хорошо знали, что Солнце существовало ДО принятия христианского культа. А христианство, соответственно, появилось после. Почему бы не предположить, что главное древнее божество оказалось ревнивым и было недовольно появлением новой веры? Ну, или прогневается - ввиду разрушения связанного с ним символа?

Гнева этого желательно избежать. "Как бы чего не вышло" - вот первая заповедь древнего человека. Ну, и некоторых современных обществ, основанных на ценностях выживания)) Их люди от древнего мира по своему душевному устроению недалеко ушли...

По той же самой логике, как и с засухой, герои начинают уничтожать предметы христианского культа, чтобы задобрить более древнее и более важное для них божество. Особенно в нынешних, трагических обстоятельствах - ведь золотое яйцо разбито. С таким не каждый день сталкиваешься!

Это для нас, примитивных атеистов, яйцо означает всего лишь яйцо. Хоть простое, хоть золотое... Некоторые докатились до того, что считают, что банан есть всего лишь банан. А для наших предков, существующих в мире всевозможных божеств и обозначающих их знаков, яйцо - это важнейший символ, связанный с Солнцем. На то и золотое!

Между божеством и яйцом существовала неразрывная связь. Теперь, когда яйцо разбито, Даждьбог уже не будет прежним. Ведь его яйцо разбито! То есть, мир может кардинально измениться. И ясно, что не в лучшую сторону. Паническое, алармистское воображение традиционного человека уже рисует ему апокалиптические картины...

Однако выход есть. Если мы уничтожим все предметы христианского культа, то как бы вернёмся во время, предшествующее принятию христианства. Нет предметов - нет христианства. Просто и удобно.

В древнем мире вообще предпочитали, простые, легко понятные и, что очень важно - быстрые решения. Некоторые народы предпочитают и сейчас... Главное - Даждьбог доволен, и откладывает возможную месть за неправильное обращение с символом, представляющим его. Гармония мира тем самым восстановлена. А надо-то всего было разбить колокол да разорвать пару церковных книг! Оценим простоту и изящество этого решения...

Даждьбог со своим золотым яйцом был до, христианство возникло после. Если яйцо разбито, нужно покончить с христианством, да и дело с концом. Логично, не правда ли?

Для современного человека сказка выглядит абсурдной. А вот для русского, века так 13-15 (когда и формировалось большинство сказок) - прочитывалось и расшифровывалось как надо. Система архаичной символики без труда связывала золотое яйцо с Солнцем. Рассказчики сказок, старики могли знать об этом все. И могли объяснить смысл сказки, если у юного слушателя возникали вопросы.

Всё это сложное семантическое поле, целый мир сюжетов, смыслов и образов актуализировались у наших предков при слушании сказки. Все всё понимали правильно. И наоборот: сказка использовалась для обучения правильному пониманию сути событий. Разбилось золотое яйцо - беги рвать церковные книги. Что может быть очевиднее?
Или: возникла эпидемия смертельной болезни - беги убивать местного лекаря. Ясно, что он во всём виноват.

Традиционное мышление обожает искать крайнего. И желательного только одного - так проще с ним покончить. Чтобы разойтись по домам. Гордыми от сознания собственной правильности. Удовлетворёнными от сознания честно исполненного долга...

Теперь вспомним, что герои сказки поначалу пытались разбить яйцо сами. Но у них не получилось. Маловероятно, что нам попались идиоты, сознательно стремящиеся навлечь на себя гнев чуть ли не главного славянского божества. Сказки, как правило, несут в себе нравоучительный смысл, и не будут подавать подрастающему поколению пример неправильного обращения со святынями (вообще, социально значимыми объектами). Либо в сказке должно быть намеренно оговорено, почему герои действуют неправильно. Учить, так учить.

Коль скоро дед и бабка задаются целью разбить яйцо, то в первообраз его, Даждьбога, не особо-то и верят. Иначе бы побоялись ответного гнева. Иначе бы сказка отнесла их к отрицательным героям, которые в конце неизбежно потерпят фиаско. В сказках (как и в современном их аналоге, голливудском кинематографе) в конце обязательно должно победить добро.

Невероятно, что наши герои пытались разбить золотой предмет из глупости или некой прихоти. Ведь сказка так и начинается - с описания как и дед, и бабка бьют по яйцу. Об этом нам сообщается как о чём-то само собою разумеющемся. Вот прямо так, без перерыва, без объяснения, без нравоучения, без вот этого вот всего: курочка снесла, дед пытается разбить, бабка пытается... Типа, так поступил бы на их месте любой нормальный человек!

Где завязка? Почему нам не сообщают мотив, а ставят перед фактом?
Зачем герои делают это? И кстати: почему у них нет детей? И что они делали до 17-го года?

Описание намерения разбить яйцо может иметь символическое значение. Иначе мы остаёмся в поле абсурда. Но сказка не может быть бессмысленной - тогда она не передавалась бы столетиями из уст в уста. Если что-то существует, то оно обязательно имеет смысл. Всё действительное разумно. А то и подавай выше - божественно.

Попытки разбить яйцо могут символизировать только одно: борьбу с главным божеством. Если яйцо связано с Даждьбогом, то разбивая яйцо, мы устраняем языческого бога. Или, как минимум, ослабляем его влияние. Вспомним сказку про Кощея бессмертного. Там тоже разбивали яйцо.

Полагаю, можно сделать предположение, что речь идёт не об одном божестве, но о борьбе с язычеством в целом. Почему бы Даждьбогу не олицетворять весь сонм языческих божеств? "Поражу пастыря, да рассеются овцы".
Достаточно покончить с Даждьбогом, и язычество побеждено как класс. Отживший, непрогрессивный, контрреволюционный...

То есть, разбивая золотое яйцо, мы успешно нейтрализуем тысячелетнюю систему верований. Правда, логично?

Это, и только это объясняет, почему и дед, и бабка пытаются разбить яйцо, что подаётся как нечто очевидное, как чуть ли не исполнение кармической задачи...

Люди не смогли разбить яйцо. Победить язычество не удалось. Почему? Может быть, от гордости? От веры только в свои силы, что "всё у нас получится"? Трудились без молитвы, без помощи Божией? "Ничто так не раздражает Аллаха, как самонадеянность людей". Эта самонадеянность как бы посрамлена в ходе повествования.

Почему это получилось у мыши? В чём здесь смысл?

Если мы продолжим эту логику, то получим, что мышка - самый маленький зверь, живущий рядом с человеком. И именно этот самый маленький зверь играючи, шутя справляется со сложной технической задачей.

Тогда мы получаем аналог христианских высказываний "сила Божия в немощи совершается", "не надейтесь на князи, на силы человеческие, в нихже несть спасения". Получается, что малюсенькая мышь посрамила человеков. Мол, знайте своё место, грешники. Сначала преодолейте падший чин естества, очистите душу постом и непрестанною молитвою, принесите плод покаяния сердечнаго, а потом будет видно, можно ли вам доверить золотые яйца на разбивание... Используя логику Иисуса Христа ("лишь сердцем чистые, те узрят Бога") мы можем сказать, что "лишь чистые сердцем могут разбить золотое яйцо".

Но тогда непонятно, почему герои уничтожают христианские святыни после уничтожения яйца. Сами стремились разбить - а когда это, наконец, случается, начинают бояться, что произойдёт катастрофа. Которую и пытаются предотвратить, уничтожая предметы враждебного пролетариату культа.

Где логика? С чем может быть связано такое антиповедение?

Мышь - не просто животное, она несёт дополнительный смысл. У наших предков мышь считалась нечистым, поганым животным. Стаи мышей опустошали амбары, портили вещи, переносили опасные, а иногда и смертельные заболевания. Погрызенную мышью одежду считали нечистой, полагали знаком грядущей беды или даже гибели.
В целом — мышь персонаж отрицательный, несущий всевозможные беды, болезни и голод.

Вспомним приметы, связанные с мышью. Если мыши покидают дом, быть пожару. Мышь, попавшая за пазуху - предвестье большой беды. Тот, кому мыши погрызут одежду или обувь, вскоре умрет. Обнаружить грызуна в посуде с молоком – к болезням. Услышать, как животное скребется под порогом в дверном проеме, к неудачам и плохим вестям.

А ещё - никогда нельзя оставлять недоеденную еду на открытом месте. Если от нее откусит кусочек мышь, начнут болеть и портиться зубы. Здесь прослеживается тот же самый ход мысли, что и в случае с ведром: мышь - грызун, у неё великолепные зубы. Понадобится, и армированное бетонное перекрытие прогрызёт. Казалось бы, от мышиного укуса человеческой еды наши зубы должны стать только лучше. Но нет: поскольку мышь поганый, нечистый объект, то на правильных пацанов действует прямо противоположным образом. Нашим предком не откажешь в железной логике.

Так мы возвращаемся к первой части рассуждения. Яйцо разбивает нежелательный, поганый актор. Связанный со всяческими бедами. Мышь - и именно она - идеально олицетворяет Мировое Зло. А золотое яйцо идеально олицетворяет древнее божество Даждьбога. Символическое яйцо разбивает символическая мышь. Крутой сюжет, не правда ли?

Если бы люди разбили яйцо, то всё было бы нормально - с язычеством покончено, раз и навсегда. Но, поскольку яйцо разбивает мышь, нас могут ожидать всевозможные несчастья. Поганая мышь как бы осквернила яйцо, зашкварила его. Мы уже имеем не нормально-разбитое золотое яйцо, а как бы "анти-яйцо", яйцо наоборот.

Миссия не была выполнена. Язычество не побеждено правильным образом. Яйцо разбили не избранные для того герои сказки, но само Мировое Зло. Вместо Даждьбога на небо взойдёт чёрт знает кто.

Что теперь будет? Что станет с миром? Мы не знаем, как Мировое Зло может воздействовать на сонм божеств во главе с многострадальным Даждьбогом. Но можем лишь догадываться... Очевидно, что воздействие будет как и в случае с мышиными зубами: весь сонм почти наверняка заместится своею противоположностью... Вместо божеств будут анти-божества. Всеобщая погибель обеспечена...

Как теперь быть? За что нам ухватиться? За какую соломинку? Ведь на глазах рушится весь мир...

У нас не остаётся ничего, кроме язычества. Вдруг в нём была своя, сермяжная правда? Не рано ли начали с ним борьбу? Оно, и только оно, сможет нас теперь спасти... Более ничего не остаётся.

В героях актуализируется архаическое языческое мировосприятие. Отчего они решают покончить с христианством. Чтобы спасти мир.
Tags: история, русское
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments