Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Психологические аспекты "догоняющего развития"



(Расшифровка диктофонной записи)

Вот у нас есть рядовой Джон Смит. Болтает в кубрике с солдатами после еды и рассказывает что у него гомосексуальный опыт. Все относятся к этому совершенно нормально. Всем даже интересно: "ну и как там оно, ну чего, клёво, что чувствуешь, это правда, что там оргазм более длительный?"

Военный АТО на Украине сознался перед своими солдатами, что он из любви к воину поехал служить, а вот воина только что убили, его любовь. Ну он ожидал конечно что все отнесутся к этому как к чему-то осудительному, как к похабщине, "да ты чё, такой гнойный пидор, петух, давай казармы теперь мой, на дно его". Однако к нему отнеслись совершенно нормально.

В чём разница? Американцы дошли до таких свобод, в том числе гендерных, сексуальных, в результате развития. Поэтому у них принимается такой опыт и он естественен. Это результат длительного развития всей западной культуры. Они очень долго к этому шли. Они же не были такими толерастами 100 и даже 70 лет назад. У них женщины в 60-е годы стали участвовать в выборах.

Украинские солдаты не стали осуждать и продемонстрировали ненормальную реакцию человека из системы ценностей выживания, из традиционного общества не потому, что развиты, а потому, что хотят быть похожими на американцев. Произошла прививка этих ценностей в систему, живущую совсем другими ценностями.

Заимствование произошло по форме, оно формально. Заимствовали не сам процесс, а только его конечный результат. Но очевидно, что если мы что-то заимствуем по форме, то начинаем наполнять её своим собственным содержанием. То есть форма-то заимствуется, а содержание остаётся своё. Вот как произошло например с парламентом. Мы заимствовали на Западе идею парламента, народного представительства. Но мы наполнили это своим содержанием. И у нас получается, что парламент составная часть власти.

Что происходит с системой ценностей выживания, когда она получает прививку ценностей самореализации, свободы, персонализма? При ценностях выживания дети – это богатство. Чем больше детей, тем лучше. В ценностях развития детей должно быть мало, потому что, во-первых, государство делает тебе хорошую пенсию и во-вторых, в ребёнка надо очень много вкладываться, чтобы он в люди вышел, получил хорошее образование. То есть в принципе ценности развития несовместимы с большим количеством детей.

Но у нас в результате прививки получается вот что. Детей перестают ценить. В западной системе ребёнок ценность, потому что он личность. Причём он личность даже в случае если он даун, если он взят из детского дома, это не имеет значения. Там личность ценна сама по себе. Именно поэтому в Америке совершенно нормально, что берут детей из детских домов. А какая разница, какого ребёнка брать, своего завести или из детского дома?

У нас к этому относятся, ну скажем так, скептически. Конечно, дети должны быть только своими. Потому что в ценностях выживания нужно гарантировать полноценное биологическое и психологическое потомство.

Вот что получается. Женщина беременеет и отказывается от ребёнка в детском доме. Или делает аборт. Потому что от ценностей выживания, когда дети – это благо и благословение Господне, уже отошли. А к ценностям западным, что ребёнок – это ценность личности мы так и не пришли. И получается, что персоналистские ценности действуют деконструктивно. Начинают использоваться как ширма для своеволия.

Копируя Запад, мы не копируем его сути. В развитии свобода, скажем так. А тут-то получается, что этим прикрывается возможность делать всё что угодно без последствий и без ответственности. Ответственность, как минимум, снижается. То есть, в каком-то смысле, прививка действует разрушительно.

Западные ценности используются как ширма для того, чтобы не жить по своим ценностям выживания.

Персоналистские западные ценности – это результат развития. Наша система, основанная на ценностях выживания, теоретически тоже может развиваться, но когда она получает прививку чужих ценностей, то это, получается, мешает ей развиваться.

Возникает ширма для того, чтобы жить так, как хочется. И ценности выживания страдают, и к ценностям развития прийти нельзя, потому что это движение должно быть самостоятельным. Это должно быть некое внутреннее преодоление ценностей выживания. Развитие общественных институтов, развитие инфраструктуры, развитие культуры, изменение менталитета и многого-многого другого.

Развитие – это преодоление. Это всегда преодоление чего-то. Отказ от чего-то, поиск чего-то нового. Развитие - это всегда жертва. Если же мы заимствуем чужую систему ценностей, да ещё при этом уверены, что стали как те, чужие, у которых это заимствовали, то мы не преодолеваем то, что нужно преодолеть внутри, мы становимся как бы ленивыми. Мы получили своего рода волшебную таблетку, волшебную палочку, получили результат на халяву. И мы уже не работаем над этим "внутренним".

Приведу условный пример. Есть мужчина и женщина, они любят друг друга. Они вступают в брак, венчаются в церкви, ставят штамп в паспорте, у них свадьба и всё что положено. Они работают над отношениями. В своей культурной системе. Так, как это им дано. Супруги знают, что на Западе в моде брачный контракт, они его заключают и это способствует тому, что они складывают лапки. Они там всё прописывают, кто моет посуду, кто моет пол, кто ходит в магазин. Они думают: "а, сделаем как на Западе, кто там чего делает, кто забирает детей из детского сада" и им кажется, что теперь разрешены все проблемы, и над отношениями можно не работать. Потому что они доверяют этому брачному контракту больше чем своей культуре, традициям, общественному опыту, призывающему трудиться над отношениями.

Возникает такая ситуация, что чужой системе ценностей доверяют больше чем самому себе. Это расхолаживает. Это заставляет закрыть глаза на собственные внутренние проблемы. На необходимость преодоления себя, на необходимость строительства, развития.

Когда заимствуется что-то в готовом виде, то сразу возникает соблазн сложить лапки и успокоиться. "Ну мы же это заимствовали, теперь оно будет работать". Эта прививка трансформирует, отшибает полноценное развитие.

Она не то чтобы абсолютно захлопывает, но скажем так, сделает затруднительным, отдаляет такую возможность. Хотя казалось бы, по всем внешним параметрам, она его приближает.

Как представляется, здесь имеет место фундаментальное заблуждение у стран, которые идут путём "догоняющего развития". Им кажется, что если они заимствуют внешние формы, то они догоняют. А на самом деле они не догоняют. Они не развиваются.
Это самообман.

Наша нация находится в некоем самообмане, что копирую у Запада не только технологии, но и социальные институты, социальные практики, бытовое поведение, мы тем самым догоняем и по уровню. На самом деле мы ещё более расслабляемся. Мы становимся даже ещё более ленивыми. Мы в каком-то внутреннем, духовном плане откатываемся назад. Хотя, казалось бы, это хорошо, что у нас есть то и другое, заимствованное

Скажу более. Возникает порочный круг. Мы видим что у нас что-то не получается. Какой вывод мы делаем? Значит, мало заимствовали. Недостаточно, чтобы оно заработало как у передовых. А вот давайте сделаем электрические автобусы. А вот давайте сделаем беспилотные поезда. Зачем они нам? У нас что, машинистов мало? Нет, давайте сделаем. Заимствование становится своего рода самоцелью. То есть на него подсаживаются, как на наркотик. Со всеми вытекающими наркотической подсадки, наркотической зависимости. Хочется заимствовать всё больше и больше. Но мы видим что ничего не получается, тогда надо всё быстрее и быстрее заимствовать какие-то технопарки, как на Западе, парки инновационного развития создавать. Возникает система, когда эти технопарки используются руководством для отмыва денег.

Эта тактика "заимствования во имя развития" куда более порочна, чем у нас думают. Однако, с другой стороны, ни в коем случае нельзя закрываться от Запада. Автаркия тоже вредна. И это же начал Пётр I. Разве он заимствовал не формы? А что такое кафтаны и западное бритьё бороды как не форма? То есть он задал этот вектор. И все сразу начали копировать.

В основе того, что происходит, лежит вера в Иное_как_высшее. Мы, русские, не осознаём, насколько порочен этот путь. Здесь оказываются такие подводные камни, при этом "догоняющем развитии", которые в принципе непреодолимы. Потому что возникает психологическая зависимость. Ну, и не говоря уже о таком примитивном эффекте, что молодёжь видит насколько всё хорошо на Западе, понимает что это и есть идеал, и просто туда уходит. Самые талантливые ведь уходят, самые лучшие, а не какие-то неудачники. А именно те, кто может двигать науку, производство, развитие вообще.

Вот девушка, она с биофака МГУ, рассказывает Герману Грефу, она уехала на Запад. "Вот мне 30 с лишним лет, в науке мне осталось работать 10-15 лет. Вот у меня идёт эксперимент, мне нужны такие-то реактивы. Я пишу заявку, заверяю у начальника лаборатории, заверяю в бухгалтерии и через месяц-полтора мне приходит этот реактив. Сейчас я в Китае. Я отсылают заявку по электронной почте, в 8 утра реактив уже у меня на столе". Это совсем другое качество работы для учёного. Это Китай.

Вот надо было делать такую инфраструктуру, думать об этом, расти к этому, преодолевать себя. А не делать беспилотные автомобили. На самом деле, если у нас сделать такую систему, когда никто ничего не контролирует, а вот к тебе мгновенно приходит реактив, то ясно же чем это кончится. Народ будет выписывать себе реактивы да утаскивать их домой. Воровство будет. Наш менталитет и наша система таковы, что надо обязательно чтобы власть контролировала, какие-то ответственные люди.

У нас такая инфраструктура невозможна именно из-за отсутствия законопослушания и тотального воровства. Вот это и есть та самая суть, над которой надо работать. Именно это имеется в виду под словами "надо преодолевать себя". Здесь надо было думать, мозги включать, ломать голову как это менять, как это меняется. Работать над этим.

А у нас вместо этого начали заимствовать - что? Беспилотные автомобили. Технопарки. Заимствовали, ручки сложили, а вот теперь оно авось всё пойдёт. А люди-то всё равно уезжают. Потому что реактив можно получить через полтора месяца. Это условно.

Мы не работаем над самым главным. И нам мешает "идеология заимствования". Заимствование как образ жизни и даже мыслей. Если сейчас поставить перед обществом проблему, о которой написано выше, угадайте, что все скажут? Что надо заимствовать вот это и оно заработает.

В обществе нет понимания, что надо копать самую суть. Иначе возникает замкнутый порочный круг и эта ситуация ещё более сгущается со временем. В том-то и дело, что мы, Россия, идём в тупик. Мы его преодолеваем через какой-то разрыв, через революцию, через встряску, но потом снова приходим к тупику. И вот почему. Это именно потому, что мы заимствуем формы, что мы вообще занимается заимствованием, а не развитием. И нас ожидает новый тупик. Потому что нынешнее общество вообще не развивается.

Через какое-то время к власти придёт новая элита, и что она будет делать? Опять заимствовать что-то на Западе, якобы это позволит изменить ситуацию. Но поскольку Запад дальше и дальше всё шагает, то есть возможность всё время заимствовать и заимствовать. Без переваривания, без обдумывания. Выступление Лорена Грэхема, профессора MIT, выступая на Петербургском форуме, выразил это очень точно: "Вам нужно молоко без коровы". Сама концепция заимствования неверна.

Конечно по-русски можно удариться в другую крайность и сказать что нужна полная автаркия. Нет, автаркия не нужна. Но нужно такое развитие, такие изменения, которые позволяют развиваться полноценно. Наше заимствование, наоборот, не позволяет развиваться.

В частности ещё и потому, что наши чиновники склонны рассматривать Запад как "барина", то есть начальника. Это тоже идеология заимствования. Для нас западный человек – это высшая раса. Приезжает какой-то актёр из Европы, его встречает президент, тут же дарит ему квартиру. С чего это вдруг? Он же "белая кость".

У нас у всех есть неосознанное отношение к Западу как к чему-то высшему уже и потому, что мы у него всегда заимствуем. Это неправильное отношение. Оно не ведёт к самоуважению. А если нет самоуважения, то получается так, что при каждом новом заимствовании мы разрушаем своё. И то, что пытались построить, и то, что не пытались построить, и просто хорошее и плохое, вообще всё. Что у нас было в реформах 90-х годов? Разве не разрушение своего? Социалистическая система действительно было плохой, экономика никуда не годилась, но её всё равно порушили к чёрту - основываясь на мифах о рынке конкуренции, демократии и свободе. Мол, скопируем эти верхушки - авось, подтянулся и корешки.

Хорошо, 17-год. Да, царский режим был плохой, "свинцовые мерзости самодержавия", это всё понятно. Ну и разрушили. Разрушили во имя заимствованной на Западе идеи. Причём заимствовали её как всегда по форме. И Ленин её использовал, как ширму для захвата власти. И построили классовое общество. Азиатский способ производства по Марксу. А Пётр I разве не разрушал своё? Тоже во имя западных образцов.

Получается так, что идеология заимствования вынуждает нас каждый раз разрушать своё. Взаимодействуя с нашим максималистким характером, с неуважением к своему, она оказывается разрушительна. Нам кажется, что мы строим. Но мы больше ломаем, чем строим. То есть вот это заимствование, оно на самом деле пропитывает все поры нашего общества.

Возьмём пример семейной жизни. Вот у нас есть некая пара. Она начинает не сама жить, а всё время брать пример с другой семейной пары. Там богатство, и муж вкалывает до 9 вечера, дома полная чаша. И вот жена в нашей паре говорит: "а давай и ты будешь до 9 вечера работать". Но её муж вообще-то преподаватель, ему не надо до 9 вечера работать. Муж, в свою очередь, начинает требовать, чтобы жена готовила такие же вкусные яства, как и жена соседа. Вот такое заимствование чужой семейной жизни, к чему оно приведёт?

Вот в таком бреду мы и живём. Столетиями. И не понимаем, что это бред. И когда пытаешься хоть что-то написать об этом в комментариях умных людей в Фейсбуке, то получаешь готовый ответ: "да, да, особый путь, слышали мы это".

Путь не должен быть "особым", он должен быть самостоятельным. А мы не самостоятельны. Мы самостоятельно умеем только разрушать. Наше заимствование и разрушение непропорциональны. Разрушение получается 95%, а заимствование – 5. А все думают, что наоборот. Что вот разрушили потому, что оно было старое и отжившее, а заимствовали эти 5%, и это нас теперь спасёт.

Нетрудно видеть, что это отношение, как к "волшебной таблетке". И люди у нас расхоложены. И система у нас расхоложена. И развития у нас нет. Именно потому, что мы занимаемся этим бездумным копированием. Именно поэтому мы ленивы и нелюбопытны. Нас копирование с Запада испортило.

Но дело не в самом Западе. До Запада мы копировали Византию. А раскол откуда взялся? Правка книг разве была не копированием Греции? Точно также не подумав о результатах, взяли, скопировали, а всему обществу сказали: "всё, теперь у вас такие тропари, вы креститесь такими-то пальцами, теперь вы обязаны это сделать, потому что в Греции так". И сразу реакция консерваторов в обществе. Раскол был следствием копирования.

Мы, русские, если вдуматься, чрезвычайно убоги в этом плане. Да, у нас есть выдающиеся деятели, у нас есть крутейшие учёные. У нас есть выдающиеся творческие люди, выдающиеся полководцы, много чего ещё. Но именно система наша бесконечна убога. И простой человек, вот этот западник – он бесконечно убог. А славянофил ещё более убог. А что такое славянофильство? Это такое же поверхностное, тупое противостояние западничеству, копированию, точно такая же другая крайность. Она точно такая же тупая.

Всё это распространяется и на власть. Она считает, что у нас народ неправильный, потому что не поддаётся копированию, благодетельному воздействию Запада. Это разве не то же самое, разве это не укладывается в ту самую логику? Очень важно понять, что дело не в Западе и не в западниках, и не в славянофилах. А вот в этой порочной логике, в которой Россия живёт уже не одно столетие.

Общество должно понять, насколько опасно и вредно копирование и насколько порочен тот путь, по которому мы идём. Если общество это не поймёт, то ничего не изменится. И это надо внушать, этим надо заниматься. Копирование на Западе не просто мешает развитию, оно мешает самоуважению, тому, чтобы мы стояли на собственных ногах.

Если мы не будем уважать своё и каждый раз всё заново рахрушать его во имя копирования чужого, то мы развиваться не будем. Для нас копирование станет смыслом существования страны. И тогда Запад, с которого мы копируем, а потом ещё Япония и Китай для нас будут высшая раса.

Ни один народ не может жить без самоуважения. Даже у азиатов, у каких-нибудь таджиков есть самоуважение, потому что они ценят свою религию. И смотрят на каких-нибудь казахов свысока: "а у нас более правильная разновидность ислама". Мы, русские, нация без самоуважения. Мы с радостью и готовностью разрушаем своё. Всё своё. И для нас копирование с Запада становится образом жизни и способом поднять самооценку.

А разве у нас не пытались ввести Болонскую систему образования? Во имя чего? Ну и как, получилось? Все преподаватели говорят, что уровень учеников жутко упал. Вот именно с введением этой системы.

Хорошо, а теперь возьмём нашу элиту. Разве она не на Западе покупает себе недвижимость, учит там детей, ездит туда лечиться? А что это если не результат, который мы имеем? Это же результат всего описанного. Это полный тупик - когда Запад становится таким идеалом, что все обеспеченные люди только и мечтают туда уехать - вместо того, чтобы вкладываться у себя, на своей земле. Развивать науки и производство. Но все же знают, чем закончится развитие производства. Разовьёшься и получишь либо рейдерский захват, либо задушат налогами. И об этом тоже не думают. А думают только о том, что давайте что-нибудь заимствуем, чтобы всё стало хорошо.

Эта жизнь как бесконечное заимствование заставляет забывать о насущных проблемах. О глубинных. Вот это и есть самый главный негативный психологический эффект от парадигмы заимствования. Это отвлекает, как ширма, как камуфляж.
Tags: Восток - Запад, проблема развития
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments