Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Реформы здорового человека


В 1868 году 16-летний император Мацухито провозгласил пять пунктов императорской клятвы.

-Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.
-Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.
-Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.
-Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.
-Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Правление молодого образованного императора Мицухито обычно называют эпохой Мэйдзи (просвещённое правление).

К концу 19 века, на протяжении жизни всего лишь одного поколения Япония превратилась из отсталой, замкнутой аграрной страны в индустриальное государство с быстро растущей экономикой. За короткое время этой эпохи Японии удалось достичь успехов, невероятных для веками закрытой азиатской страны. Секрет этого успеха был в характерной для японцев сплоченности нации и государства для достижения цели – сплоченности, имеющей многовековые корни и ставшей частью культуры.

...На первых порах школьные программы копировали учебные программы европейских стран, по их образцу производилось устройство классов и их оборудование. Число иностранных преподавателей и советников по вопросам образования достигало 5 тыс. человек. Технические школы были полностью укомплектованы английскими преподавателями. Однако реформа образования была нацелена не только на получение практических знаний, но и на укоренение среди населения новой идеологии. На смену лозунгу сочетания китайской учености и японского духа (кансай вакон) пришла формула «японский дух — западная техника» (вакон ёсай). Под «японским духом» понималась традиционная культура. Это понятие отражало мировоззренческий аспект, связанный с духовными ценностями японцев. «Западная техника» олицетворяла универсальную европейскую цивилизацию.

Успехи Японии в области образования были столь велики, что на Парижской выставке 1878 г. ей была присуждена первая премия за организацию школьного дела.

...В первые два десятилетия после реставрации люди были опьянены западным образом мысли, европейской техникой и обычаями. Появился даже девиз — «уйти с Востока, присоединиться к Западу». Однако даже во время безудержного увлечения Западом отношение к его духовным ценностям оставалось в Японии неоднозначным. Правящие круги воспринимали вестернизацию исключительно прагматически, отвергая западные либеральные принципы общественного устройства. В целом новое поколение японцев, вступившее на путь модернизации, не боялось потерять свою самобытность. Этот быстрый процесс не вызывал резкого чувства отторжения, поскольку его плоды часто преподносились «в японской упаковке». Тем не менее с 1880-х годов в Японии начался рост национализма, стал нарастать внутренний протест против вестернизации, прежде всего в духовной сфере. Все громче звучали голоса тех, кто выступал за возрождение традиций, в защиту национальных культурных ценностей.

Модернизация осуществлялась не на основе отрицания традиционных структур, а путем их активного использования. Усвоение чужеземного опыта определялось, прежде всего, политическими целями, и этот процесс шел под контролем правящей элиты. В конечном счете принималось то, что отвечало потребностям общества и не отрицало японскую традицию. Это помогло Японии успешно ответить на вызов Запада. Японцы, исторически находившиеся на периферии китайской цивилизации и на протяжении веков осуществлявшие культурные заимствования извне, сумели быстро переориентироваться на новый источник, сохранив при этом ядро своей национальной культуры.

...Проводниками зарождавшегося в Японии либерализма были по большей части представители сидзоку, поэтому либеральные идеи оказались тесно переплетены с традиционным мировоззрением. В них была довольно ярко выражена националистическая составляющая, особенно в вопросах внешней политики. Первая политическая организация — «Общество патриотов» (Айкокус), созданное под руководством Итагаки Тайсукэ в 1875 г. (в 1880 г. преобразована в Ассоциацию за создание парламента), стало оплотом «движения за свободу и народные права». Это движение действовало, главным образом, с помощью петиций за создание парламента. Правительство принимало все меры для ограничения активности его участников. В ответ на это резолюция второго съезда Ассоциации за создание парламента (ноябрь 1880 г.) отразила произошедшие изменения, а именно определенный отход от петиционной формы и смещение в сторону радикализма. Учтя такую тенденцию, правительственные круги поддержали идею создания конституционного правительства, но предложили действовать медленно и осторожно. 12 ноября 1881 г. все же был опубликован императорский указ об учреждении парламента в 1890 г. Миновав свой пик в середине 1880-х годов, «движение за свободу и народные права» пошло на спад.

...В конце 1885 г. была проведена очередная реформа государственного аппарата по германскому образцу. Был создан кабинет из 10 министров, первым премьером которого стал Ито Хиробуми, по инициативе и предложениям которого и была проведена реорганизация. Однако властная система продолжала сохранять существенные традиционные черты. В составе кабинета министров по-прежнему соблюдался баланс сил между представителями бывших княжеств Сацума и Тёсю, которые занимали по четыре основные должности. Более того, все премьеры, начиная с первого кабинета (1885 г.) до 1918 г., за исключением двоих (Окума Сигэнобу и Сайондзи Киммоти), также были выходцами из этих княжеств. Была введена система экзаменов на занятие чиновничьих должностей (кроме самых высших рангов). Постепенно был сформирован слой правительственной бюрократии, которая стала важным компонентом государственной структуры. Преобразования политической системы затронули и местные власти. Губернаторы, как и прежде, назначались центральным правительством, но были учреждены выборные префектуральные и городские собрания.

Всемирная история в 6 томах. Том 5. Мир в XIX веке
https://www.litmir.me/br/?b=268421&p=221
Tags: Япония, проблема развития, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 120
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments