
Поскольку у русского человека нет внутренних регуляторов, типа веры в закон, западного индивидуализма и самоуважения, а в обществе - института репутации, то ему требуются внешние регуляторы - сильная авторитарная власть.
Если власть будет слабой, наше общество начнет разрушаться - что мы и видели при Керенском и Ельцине.
Одни и те же ценности пропитывают собою все общество, обусловливая функционирование всех без исключения социальных институтов. Что такое стариковщина в армии и понятия в тюрьме? Что такое одобрение списывания в школе? Что подразумевают путинские камлания про стабильность и "мы в кольце врагов"? Проявление ценностей выживания.
У нас все верят во власть, смутно догадываются, что она лежит во основе всего, и потому надеются, что за счёт политических изменений удастся изменить жизнь в стране. Это практически невозможно.
Действительно, на некоторое время можно изменить ситуацию. Можно кардинально трансформировать институты и даже общественный строй.
Но спустя некоторое время базовые ценности возьмут своё. Откат неизбежен. Так было при реформах Петра 1, революции 1917 года, так было при реформах Ельцина. В результате общество вернулось к модели, доминируемой властью. Даже в результате социалистической революции образовалось общество, поделённое на 2 сословия - господ с их вседозволенностью и полностью бесправного простонародья. Хотя реформы были кардинальнее некуда!
Вера во власть сидит в нас даже глубже, чем вера в Запад. И то, и другое практически непреодолимо. Если менять - так сразу у всех.
Следует прекратить верить в политику. Любые новоизбранные политики - хоть самые совестливые и либеральные - будут вынуждены вести себя в соответствии с теми же самыми ценностями. Не будут деспотичными - их сметут. У них нет и не может быть возможности выбора: либо становишься сильным и авторитарными, либо тебя сметают конкуренты. Этот процесс в реальном времени можно рассмотреть на Украине. Государственник-Порошенко позволил себе полиберальничать - его тут же заменили клоуном.
Надо хорошо понимать, что наши главные проблемы через политику не решаются. Политики - в том числе и оппозиционные - должны осознать, что дело не в политике. Она вторична от системы ценностей.
Что же до последней, то изменить её можно в течении даже не десятилетий, но столетий.
Следует искать выход, не полагаясь на возможность изменения русского менталитета. К его особенностям следует относиться также, как относятся к неисправимому недостатку супруга в правильных семьях. Решают, "пусть это будет нашим самым главным недостатком".
Journal information