Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Советский и голливудский кинематограф




Если взять подавляющее большинство старых советских фильмов, то зрителю, воспитанному на голливудских стандартах, они покажутся несколько затянутыми и даже занудными. Обычно думаешь: "хороший фильм, но не хватает динамизма". Вот на днях пересмотрел "Опасный возраст" - такая мысль не покидала с первой минуты.

Казалось бы, так оно и есть. Если не учитывать фундаментальное отличие нашей культуры от американской.
Почему голливудские фильмы отличаются хвалёным динамизмом?
Потому что у них режиссёры более талантливые? Потому что финансирование лучше?

Нет.

Динамизм западного кинематографа призван увлечь внимание зрителя.
Зрителя как бы заставляют следить за сюжетом - причём с напряжением. Зритель ПЕРЕЖИВАЕТ за сюжет. Как оно там? Что дальше будет? Как выпутается герой их этих обстоятельств?

Наш кинематограф - прежде всего советский - построен на совершенно иных принципах. Своим спокойным разворачиванием сюжета, этот последний как бы отодвигают на второй план. Создатели фильма заставляют нас СОПЕРЕЖИВАТЬ герою и задумываться - и о его жизненных перипетиях, и о жизни вообще. "Вот как оно бывает. Правильно ли поступил герой? Как бы я повёл на его месте?"

Если бы действие отличалось таким же динамизмом как в Голливуде, то душа зрителя не успевала бы обдумывать и сопереживать - для этого нужно время и некоторая степенность. И сопереживание, и обдумывание всегда отличаются определённой медлительностью. Впрочем, это не избавляет некоторые наши фильмы от затянутости и тягомотности.

Конечно, голливудские режиссёры точно так же реализуют себя в творчестве. Однако не следует забывать, что это творчество вторично от желания получить прибыль, окупить вложенные инвестиции. Для этого надо привлечь на фильм как можно больше людей. А зритель в своей массе человек простой, ему нужно прежде всего шоу. На медлительно-созерцательный фильм, да ещё заставляющий думать, массовый зритель не пойдёт. Оно и у нас теперь так. Или почти так.

В результате имеем, что западный режиссёр как бы идёт на поводу у зрителя, а наш наоборот - ведёт его за собой, заставляя думать о жизни и о герое. Вообще, потрудиться душой и головой, выработать собственное мнение о происходящем на экране. Западный зритель такой возможности не имеет.

И динамизма мы ожидаем от нашего фильма потому, что уже отравлены голливудщиной. Ожидаем шоу там, где его нет.

В этом и заключается ответ на вопрос, почему нашим современным режиссёрам не даются фильмы а-ля Голливуд, Они отдают не динамизмом, но поспешностью, какой-то небрежностью, даже халтурой. Культурная инерция ожидает от режиссёра другого подхода к работе над фильмом.

Главное же - в большинстве постсоветских фильмов явственно присутствует дух не самостоятельного творчества, самовыражения, но еле уловимый оттенок копирования. "Хочу быть как Голливуд" - как бы говорит современный режиссёр.
Кроме того, есть и оттенок самолюбования: "Я сделал не хуже, чем в Голливуде!" Иногда прямо так и бахвалятся, особенно с фантастикой: "Смотрите, мы наконец-то научились снимать как в Голливуде".
Мне одному кажется, что в этом есть что-то рабское?

Также следует добавить, что из всего этого не вытекает, что мы, русские, отличаемся какой-то особенной душевностью, духовностью, проникновенностью, скрепностью - вовсе нет. Наш кинематограф есть порождение интеллигентской культуры, которая хранит идеалы ещё с XIX века. Эта культура в значительной степени оторвана от народа. Именно интеллигенция и задавала идеалы для всего общества, транслируя их через кино и литературу. При других обстоятельствах у нас была бы точно такая же голливудщина.

Конечно, из этого не следует, что западные фильмы не нужно или даже вредно смотреть - вовсе нет. Нужно же как-то отвлечься от кошмара русской действительности))
Кинематограф, как и всё живое, нуждается в обмене с окружающей средой. Попытка искусственной консервации его в любых формах повлечёт за собой деградацию.
Тем не менее, следует уметь ценить "медлительное кино" и продолжать развивать его. Теперь, когда наш кинематограф обрёл некоторую свободу, а интеллигенция, задающая идеалы сходит на нет (как полноценное сословие), его развитие пойдёт, скорее всего, по двум направлениям: кассовое кино, по типу голливудского. И элитарное, наполненное высокими смыслами. Потому что думающие люди в России будут всегда.
И наконец, не нужно слишком увлекаться западным. Не до полного забвения самого главного, что есть в жизни.
Tags: Восток - Запад, кино, культура, русское
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment