Если взять подавляющее большинство старых советских фильмов, то зрителю, воспитанному на голливудских стандартах, они покажутся несколько затянутыми и даже занудными. Обычно думаешь: "хороший фильм, но не хватает динамизма". Вот на днях пересмотрел "Опасный возраст" - такая мысль не покидала с первой минуты.
Казалось бы, так оно и есть. Если не учитывать фундаментальное отличие нашей культуры от американской.
Почему голливудские фильмы отличаются хвалёным динамизмом?
Потому что у них режиссёры более талантливые? Потому что финансирование лучше?
Нет.
Динамизм западного кинематографа призван увлечь внимание зрителя.
Зрителя как бы заставляют следить за сюжетом - причём с напряжением. Зритель ПЕРЕЖИВАЕТ за сюжет. Как оно там? Что дальше будет? Как выпутается герой их этих обстоятельств?
Наш кинематограф - прежде всего советский - построен на совершенно иных принципах. Своим спокойным разворачиванием сюжета, этот последний как бы отодвигают на второй план. Создатели фильма заставляют нас СОПЕРЕЖИВАТЬ герою и задумываться - и о его жизненных перипетиях, и о жизни вообще. "Вот как оно бывает. Правильно ли поступил герой? Как бы я повёл на его месте?"
Если бы действие отличалось таким же динамизмом как в Голливуде, то душа зрителя не успевала бы обдумывать и сопереживать - для этого нужно время и некоторая степенность. И сопереживание, и обдумывание всегда отличаются определённой медлительностью. Впрочем, это не избавляет некоторые наши фильмы от затянутости и тягомотности.
Конечно, голливудские режиссёры точно так же реализуют себя в творчестве. Однако не следует забывать, что это творчество вторично от желания получить прибыль, окупить вложенные инвестиции. Для этого надо привлечь на фильм как можно больше людей. А зритель в своей массе человек простой, ему нужно прежде всего шоу. На медлительно-созерцательный фильм, да ещё заставляющий думать, массовый зритель не пойдёт. Оно и у нас теперь так. Или почти так.
В результате имеем, что западный режиссёр как бы идёт на поводу у зрителя, а наш наоборот - ведёт его за собой, заставляя думать о жизни и о герое. Вообще, потрудиться душой и головой, выработать собственное мнение о происходящем на экране. Западный зритель такой возможности не имеет.
И динамизма мы ожидаем от нашего фильма потому, что уже отравлены голливудщиной. Ожидаем шоу там, где его нет.
В этом и заключается ответ на вопрос, почему нашим современным режиссёрам не даются фильмы а-ля Голливуд, Они отдают не динамизмом, но поспешностью, какой-то небрежностью, даже халтурой. Культурная инерция ожидает от режиссёра другого подхода к работе над фильмом.
Главное же - в большинстве постсоветских фильмов явственно присутствует дух не самостоятельного творчества, самовыражения, но еле уловимый оттенок копирования. "Хочу быть как Голливуд" - как бы говорит современный режиссёр.
Кроме того, есть и оттенок самолюбования: "Я сделал не хуже, чем в Голливуде!" Иногда прямо так и бахвалятся, особенно с фантастикой: "Смотрите, мы наконец-то научились снимать как в Голливуде".
Мне одному кажется, что в этом есть что-то рабское?
Также следует добавить, что из всего этого не вытекает, что мы, русские, отличаемся какой-то особенной душевностью, духовностью, проникновенностью, скрепностью - вовсе нет. Наш кинематограф есть порождение интеллигентской культуры, которая хранит идеалы ещё с XIX века. Эта культура в значительной степени оторвана от народа. Именно интеллигенция и задавала идеалы для всего общества, транслируя их через кино и литературу. При других обстоятельствах у нас была бы точно такая же голливудщина.
Конечно, из этого не следует, что западные фильмы не нужно или даже вредно смотреть - вовсе нет. Нужно же как-то отвлечься от кошмара русской действительности))
Кинематограф, как и всё живое, нуждается в обмене с окружающей средой. Попытка искусственной консервации его в любых формах повлечёт за собой деградацию.
Тем не менее, следует уметь ценить "медлительное кино" и продолжать развивать его. Теперь, когда наш кинематограф обрёл некоторую свободу, а интеллигенция, задающая идеалы сходит на нет (как полноценное сословие), его развитие пойдёт, скорее всего, по двум направлениям: кассовое кино, по типу голливудского. И элитарное, наполненное высокими смыслами. Потому что думающие люди в России будут всегда.
И наконец, не нужно слишком увлекаться западным. Не до полного забвения самого главного, что есть в жизни.
Journal information