Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Отношение русских к собственности


РОССИЙСК АЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
СОБСТВЕННОСТЬ В ЖИЗНИ РОССИЯН: ДОМЫСЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Аналитический доклад (2005)
Выписал самое интересное и важное

...Когда россияне говорят о том, что те или иные объекты должны находиться в частной собственности, то это означает, что они рассматривают их не только и даже не столько как объект права, характер реализации которого должен регламентироваться государством, сколько как зону своей личной свободы, желания поступать с соответствующим объектом так, как им заблагорассудится. И никакое государство, с их точки зрения, в эту «зону личной свободы» не имеет права вмешиваться. Возможно, именно такое, характерное для русской культуры понимание свободы собственности и святости прав собственника, объясняет, почему там, где реализация подобного права затрагивает интересы общества в целом (стратегические отрасли экономики, природные объекты и ресурсы, отрасли социальной сферы), население страны настаивает на необходимости государственной собственности.

...россияне выступают активными сторонниками святости права собственности по отношению ко всей собственности, которой они хотя бы теоретически могут владеть, и которая потенциально не может наносить серьезного ущерба интересам общества. При этом они понимают святость этого права собственности в первую очередь как право бесконтрольно и без ограничений распоряжаться своей собственностью, быть ее реальным хозяином. Соответствующий подход нашел в русском фольклоре выражение в пословице «Хозяин – барин», отражающей представление о праве человека делать со своей собственностью все, что он захочет – «его воля».

Фактически понимание россиянами собственности очень близко к той ее трактовке, которая в экономической и социологической науках увязывает собственность и власть, рассматривая собственность как разновидность экономической власти и на первый план отношений собственности выводя свободу принимать решения относительно нее и с ее помощью реализовывать свои интересы.

...Очень характерной чертой национального менталитета, наглядно проявившейся в полученных эмпирических данных, является то, что при всем в целом благоприятном отношении россиян к собственности и владению ею, собственность не воспринимается нашим населением как некий всеобщий принцип. Так, 83% населения признают «правильной» только такую собственность, которая заработана честным трудом. И лишь 17% считают допустимыми любые доходы, независимо от того, как они получены.

...Культурно–исторические особенности национального менталитета очень ярко выявляются в ходе анализа мнений населения по поводу того, где пролегают границы допустимого. В наших предыдущих исследованиях неоднократно уже отмечалось, что в этом отношении Россия существенно отклоняется от нормативных моделей западной правовой культуры1.

...абсолютно неприемлемыми в глазах россиян выглядят посягательства на то, что «заработано трудом» или получено в обмен на произведенные трудом вещи и услуги. В тех же случаях, когда связь собственности и лежащего в ее основе труда размыта и ускользает от непосредственного восприятия, россияне не слишком склонны уважать ее формально–правовой статус.

...В тех же случаях, когда связь собственности и лежащего в ее основе труда размыта и ускользает от непосредственного восприятия, россияне не слишком склонны уважать ее формально–правовой статус.

...неудовлетворительно обстоят дела с отношением к такой социальной язве современной России, как взятка. По этой позиции показатели 2005 г. ниже, чем были раньше: твердо осуждают данное явление 58% опрошенных, тогда как в 2000 г. – 67%, а в 1990 г. – 70%, т. е. взятка постепенно превращается в легитимизированный в общественном сознании социальный институт.

...если в современной России и есть тотальные социокультурные разрывы, то прежде всего – в сфере морали. И эти разрывы совершенно отчетливо накладываются на повседневно–практическое отношение к собственности.

...носители тех форм сознания и пове-дения, которые в силу их наибольшего соответствия либерально–рыночным принципам принято считать и наиболее «современными», вопреки нормативным прогнозам, демонстрируют не максимум, а минимум социальной ответственности и менее других склонны поддерживать морально–правовые устои цивилизованного социального порядка. Так, если среди противников частной собственности и «традиционалистов» приобретение краденых вещей совершенно неприемлемо для 85–90% опрошенных, то среди «модернистов» этот показатель снижается до 77%. Осуждают уклонение от налогов соответственно 84–86% и менее 61%. Но самыми разительными (и, добавим, обескураживающими) являются цифры, характеризующие отношение к такому явлению, как взятка. «Консерваторы» подавляющим большинством голосов (72–77%) и в этом случае выразили свое неприятие. А вот «продвинутая» часть общества и здесь готова к радикальной либерализации: твердо осудили взятку только 44% отнесенных к данной группе респондентов, т. е. менее половины (!) от общего их числа.

... дачу и получение взятки осуждают примерно 70% респондентов уже перешедших 50–летний рубеж и лишь половина не достигших 30 лет, присвоение краденых вещей – более 40% молодежи и 70–80% людей предпенсионного и пенсионного возраста. А, например, уклонение от уплаты налогов молодые не считают предосудительным примерно в 3 раза чаще, чем пожилые.
...такого рода тенденции заставляют задуматься над вопросом о социальном качестве той части населения, которая обычно рассматривается в качестве опоры либеральных реформ. Равно как и о том, какие формы может принять в специфических условиях России тот социальный проект, носителем которого эта часть населения является.

...доля респондентов, считающих неприемлемым присвоение найденных вещей или денег по сравнению с 2000 г. увеличилась приблизительно вдвое (с 20 до 41%), а осуждающих покупку краденых вещей в 1,5 раза (с 42 до 66–67%). В то же время по такой очень важной для современной России позиции, как дача/получение взятки, никакого сдвига к лучшему не произошло.

...«своя собственность» воспринимается российскими респондентами не просто лучше, но несоизмеримо лучше, чем «чужая». Уровень симпатий к последней не дотянул и до половины опрошенных, тогда как применительно к «своей собственности» он почти вплотную подошел к 94%. Разрыв – 44%! Причем даже в составе выделенной нами группы «модернистов», в наибольшей мере склонной к усвоению либеральной идеологии и западной модели развития, мнения разделились почти пополам (позитивно относятся к чужой собственности примерно 58% опрошенных, а негативно – 42%). Это, конечно, совсем не «западное» мышление, мотивированное уважением к «собственности вообще», независимо от того, кому она принадлежит и каковы ее источники (если, разумеется, они отвечают принципу формальной законности).

...Вряд ли следует удивляться тому, что люди с низким уровнем образования, а также сельские жители и те, кто проходил первичную социализацию в сельской местности, относятся к чужому добру несколько хуже остальных респондентов. Но у них примерно на столько же снижен и уровень положительных реакций на словосочетание «своя собственность» (по отношению к среднему по выборке значению рассматриваемого показателя). Так что перепад симпатий между «своим» и «чужим» получается примерно таким же, как и в остальных социально–демографических группах. Вместе с тем различия между группами с различной ментальной направленностью (противники частной собственности, «последовательные традиционалисты», «модернисты»), как это ни странно, оказались сравнительно незначительными.

Исходя из этого можно сделать вывод, что здесь мы имеем дело с некоторой характерологической особенностью национального мышления как такового.

...Вопрос, таким образом, не в уравнительной психологии и «перераспределительных» инстинктах россиян, а в том, что действительно свое, а что и в самом деле чужое.

...как бы российское понимание собственности ни отличалось от западного или, допустим, исламского, оно также создает психологическую основу и для хозяйственной самостоятельности, и для ее признания со стороны окружающих. Как мы уже видели главный позитивный персонаж российского экономического мышления не столько «собственник», сколько «хозяин». И полномочия хозяина, который, как уже отмечалось выше, является не просто собственником в формально юридическом смысле, но еще и человеком, чье право на собственность как бы ратифицировано морально– этическим сознанием окружающих, у россиян в общем и целом не вызывает сомнений. Не исключая и тех случаев, когда реализация этих полномочий заключает в себе момент произвола: «мое добро: хочу с кашей ем, хочу свинью кормлю» – даже эта грубоватая формула в целом также принимается общественным мнением (с ней солидаризировалось около 62% опрошенных)

....социальное мышление россиян тесно увязывает концепт собственности с понятием свободы: 71,5% опрошенных считают,
что собственность является важнейшим условием свободы, в то время как сторонников противоположной точки зрения оказалось только 28,5%....

...Склонность связывать собственность со свободой имеет положительную корреляцию с уровнем образования, причем особенно – с образованием не самого респондента, а его родителей: у потомственной интеллигенции соответствующие показатели заметно выше средних.

...пережив на рубеже 80-х и 90-х годов ХХ века очень сильное увлечение Западом, большинство наших сограждан пришли к заключению, что Россия представляет собой особую цивилизацию, ей следует развиваться по–своему, и западный образ жизни ей не подходит. Такая точка зрения начинает превалировать в ответах наших респондентов примерно с 1995–1996 гг. И проведенное исследование в целом подтвердило данную тенденцию: голоса западников и сторонников самобытного пути развития распределились в нашей выборке в пропорции 1:3. Как и раньше, ориентация на западную модель развития более популярна среди тех, кто имеет образование выше среднего и среди молодежи до 25 лет. Однако и в этих группах она не дает половины опрошенных. Наиболее привлекательна западная модель развития для младшей возрастной группы: здесь уровень симпатий к ней достигает 42%. Однако уже после 26 лет наступает перелом, а в старших возрастных группах (после 50 лет) количество «западников» составляет всего 17–18%.

...существует четкая связь между особенностями мировоззрения людей, связанными с их декларируемым отношением к частной собственности и количеством той собственности, которой они располагают

...модернисты в большей степени, чем остальные группы, различающиеся их отношением к собственности, склонны вкладывать имеющиеся средства в нечто «вещественное», в первую очередь – в предметы длительного пользования, более доступные при таких доходах, чем, например, жилье.

...распределение россиян по стратам прямо связано с их отношением к собственности, причем связь эта носит не однонаправленный характер, а характер взаимообусловленности. Скорее всего, в данном случае можно вести речь о том, что люди с определенным типом ментальности находятся в наиболее выигрышном положении в современной России, т. к. они в большей степени способны к экономически эффективным и рациональным действиям в рыночных условиях. В результате такой, в целом, вполне естественной связи, разрыв между стратами начинает не просто нарастать, но и приобретать характер мировоззренческого раскола, по крайней мере – в отношении к собственности, деньгам и тем правилам игры, которые должны существовать в этой области.

https://studfile.net/preview/4344328/page:10/
Tags: русское, статьи, ценности выживания, цитаты
Subscribe

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments