1. Русские знают, что в большинстве нечисты на руку.
Или точнее: по умолчанию предполагается такой порядок вещей, что чужое можно взять. Это нормально.
Но: взять не при любых условиях. Только убедившись, что вещь не особо нужна хозяину.
2. Каждый, зная это, стремится так хранить свое добро, чтобы его не умыкнули.
3. Если хозяин не хранит добро бдительно, значит, оно ему не нужно. Или не особо нужно, что почти то же самое.
4. Отсюда моральное право умыкнуть.
То есть именно право - ведь сам хозяин виноват, а не похититель.
Иными словами, сам хозяин демонстрирует (или сигнализирует) похитителю, что вещь можно брать. С точки зрения похитителя он вовсе не похититель. Его действия вынужденеые. И вины на нем нет. Виноват нерадивый хозяин. Почему плохо хранит вещь?
Здесь мы встречаемся с парадоксальной реализацией русского универсального принципа справедливости: вещь должна принадлежать не хозяину, а тому, кому нужнее. Кто будет хранить её бдительнее.
Journal information