Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

"Стыд - это защитный механизм, который не позволяет человека использовать"


Свщ. Н. Емельянов. "Место встречи". Полный текст - здесь: http://www.foma.ru/articles/115/

"...По учению Церкви, человек после грехопадения… всегда одинок. В глубоко символическом повествовании библейской книги Бытия есть замечательная деталь. Одним-единственным штрихом Библия указывает на изменение отношений между людьми после грехопадения – появляется стыд. С точки зрения проблемы общения – это очень существенный факт. В первую очередь, именно стыд является препятствием к общению между людьми. Мы боимся открыться навстречу друг другу, более того, переносим этот страх и на отношение к Богу и боимся открыть свое сердце Ему. По замыслу Божьему человек был создан не один, а в единстве множества человеческих личностей. Они взаимопроникали, были предельно открыты друг другу. Это вполне естественно при условии, что Адам и Ева были единым целым. Нельзя стыдиться самого себя, нельзя быть закрытым по отношению к самому себе.

После грехопадения каждая человеческая личность замыкается в самой себе – это и есть образ любого греха. Единый человеческий род дробится на множество индивидуумов, каждый из которых живет лишь для себя. Вместо принципа существования в любви, которая предполагает стремление разделить свое существование с другим, человек начинает жить по принципу борьбы за существование, который предполагает стремление отобрать у другого то, чем он существует.

В чувстве стыда, которое сопровождает грех, как раз и выражается осознание того, что вместо бережного и любящего отношения со стороны чужого человека мы ожидаем к себе отношения потребительского. Стыд – это естественная самозащита от этого посягательства, в чем бы оно ни выражалось. Это противоречие вносит в бытие человека после грехопадения трагический разлад. Как существо личное человек может обрести полноту своего бытия только в любви, т.е. в общении с Богом и другими людьми. Человек является полноценной личностью настолько, насколько он способен любить. В этом смысле способность к полноценному общению – это единственное мерило состоятельности человеческой жизни. Но полнота общения в принципе невозможна в падшем мире, т.к. грех и стыд разделяют людей между собой и отделяют от Бога.

Современному интеллектуалу незачем воображать себе рай и ад как прекрасный сад и камеру пыток соответственно. Эти образы для нас при всей их конкретности слишком условны. Зато каждый современный человек легко прочувствует картину ада, изображенную Льюисом в эссе “Расторжение брака”: это громадный серый, сырой, предельно скучный и некрасивый город. Дома в нем расположены за тысячу миль друг от друга так, что в принципе нельзя разглядеть соседа. Не потому что кто-то заставляет людей так жить, а потому что они друг друга терпеть не могут. Посередине города громадная автобусная остановка, на которой вечно кто-то бесцельно топчется и ругается. Каждый каждого ненавидит. Никто никому ничего не должен. По-настоящему никто ни с кем не знаком. Это образ существования в бесконечной тоске и одиночестве. При этом человек выбирает его совершенно добровольно, потому что так проще!

Этот льюисовский образ не оригинален, святые отцы говорили о том же еще в четвертом веке. В житии Антония Великого рассказывается, как, зайдя в заброшенный языческий храм, он получил откровение о том, что когда святые молятся за грешников, находящихся в аду, те получают возможность увидеть лица друг друга и получают облегчение. Здесь сам смысл молитвы за умерших связан с некоторой возможностью общения для них, а образом адских мук опять-таки является одиночество. Противоположный способ жизни гораздо сложнее. Так же как и образы райской жизни гораздо в большей степени условны. Тем не менее, есть и образ райской жизни, т.е. другими словами, полноценного человеческого бытия, связанный с понятием общения. Осколком рая на земле называют брак. Потому что в настоящем браке стыд преодолевается. Он просто становится почти бессмыслен, если муж и жена научились полностью доверять друг другу и жить по любви.

Но, тем не менее, разделение между людьми даже в самых прекрасных формах человеческого общения не преодолевается окончательно. Каждый человек ощущает это тем острее, чем прекраснее и возвышеннее его отношения с близкими. В опыте святых людей больше всего поражает, что при своей способности проникать с любовью и благоговением в душу другого человека, они всегда страдали от ощущения недостаточности этой любви. Потому что никакие коммуникативные технологии, никакие человеческие усилия не позволяют достичь того абсолютного единства любви, которое достигается в общении Лиц Святой Троицы. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, предощущает эту полноту, тоскует по ней, но сам не может ее достичь. Это возможно только с помощью Божией. Поэтому и за этим мы приходим в Церковь.

Церковь – это не “школа коммуникации”. Ее задача – не разрушить все возможные барьеры между людьми: социальные, культурные, половые, возрастные и т.д. Церковь никогда не призывала отказаться от стыда. Наоборот, “бесстыдство” – это очень опасный духовный диагноз. Почему же Церковь так “непоследовательна”? С одной стороны, называет стыд следствием греха и говорит о необходимости его преодоления, с другой – порицает бесстыдство и заявляет о “дефиците стыда”.

Дело в том, что преодолевать стыд можно по-разному. Тот способ, который зачастую проповедуют различные “техники коммуникации” – от сложных программ управления персоналом компании до Дейла Карнеги и примитивных “пособий по обучению флирту” – предполагает потребительское отношение к человеку. В подобных технологиях всегда требуется в той или иной мере просто отбросить или прямо сломать стыд, потому что это защитный механизм, который не позволяет человека использовать. В случае, когда речь идет о грубом нарушении физического стыда – насилии, всем ясно, что никакого плодотворного общения возникнуть не может. Когда же речь идет о не столь примитивном, но не менее грубом вторжении в психику человека, это бывает не так очевидно.
Tags: богословие, культура, статьи, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments