Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Истина, идеология и любовь


По поводу комментариев к записи «О 'немытой' России»


… За твое
Здоровье, друг, за искренний союз,
Связующий Moцaрта и Caльeри,
Двух сыновей гармонии…

Пушкин


Без сомнения, с чисто научной точки зрения был прав юзер,
сказавший: "Сама по себе статья - обычный набор таких вот примерно "фактов" собранных дабы подтвердить заранее известный вывод, с таким же успехом можно было набрать кучу прямо противоположных сведений." Точно так оно и есть. Но вот о чём я всё думаю.
Кроме "чистой истины", в нашей жизни существуют факторы иного рода, которые являются составной неотъемлемой частью этой жизни. Существует любовь к Отечеству и, соответственно - необходимость это Отечество любить. .

Критиковать своё Отечество, конечно, можно, но такая критика всегда будет основываться или на большей любви к чужим землям, то есть на духовном предательстве, или на более высокой точке зрения. Так, православный может критиковать Россию за недостаток веры, за насаждение культа потребления, и всё такое прочее.

Однако практически любая критика разъединяет людей, дезинтегрирует общество. Это типичная западническая либеральная иллюзия, что стоит указать на какой-то недостаток, осмыслить его в общественным сознании, и сразу же появится инструмент (или возможности) для борьбы с ним. На самом деле, не появится. Или появится, но отнюдь не всегда.

Жизнь бесконечна в своей глубине. В отличие от любви, рациональная истина не может быть основою жизни, так как наше знание (в том числе знание о недостатках и даже пороках Отечества) всегда конечно, а любовь (также и к Отечеству) по своей сути бесконечна. Ибо любовь всегда цельна, она рассматривает свой предмет взятый в самом общем плане. Когда любят, то видят и понимают главное.
В этом смысле любовь связана с целомудрием, мудростью-постижения-в-целом. (как я определил его в "99 признаках"): целомудрие - это прежде всего способность осмысливать ситуацию (или личность другого человека) целиком, не выделяя каких-то незначительных деталей. И наоборот: не придавая неким деталям излишнего значения. Целомудрие - это свойство души, а не признак тела. Потому и "мудрие".
Любая критика, любое противопоставление рациональных фактов и жизни лишь разрушает любовь, лишает цело-мудрия.

Главная же проблема русской жизни в том, что все общественные группы перемешались. Никто не знает настоящего своего места. Между тем, все сословия, как органы в живом организме, должны находиться на своём месте и выполнять (только) свои функции. Они не должны стремиться занять чужое место.

Мы тоже все перемешались – не только в реальной жизни, так и в ЖЖ, и тем более в Интернете в целом. Сеть вообще великий смешиватель, в неё попадает всё. К примеру, человек с топовым образованием, превосходно осведомлённый о проблемах общественной и личной гигиены на Руси, приходит в ЖЖ обычного юзера, искренне любящего своё Отечество, и выкладывающего у себя в журнале ссылки на статьи, подогревающие свою любовь и веру, и радующие таких же людей как он. Что в плохого в таком журнале? Всегда приятно, когда говорят хорошие вещи про того, кого мы любим.
Человеку свойственно верить в то, чем он обладает. "Тот, у кого есть только молоток, стремится рассматривать любую проблему как гвоздь". Вот некий юзер любит Россию и верит в неё; при этом никакого особого образования он не получил, а тут является интеллектуал, и начинает (из соображений своей веры в утончённую истину) заниматься критикой. Если бы ещё критика эта шла на пользу всему обществу в целом - это одно, но ведь критика (если она не уместна или несвоевременна) только разрушает.

Заниматься поиском истины должна группа искренних любителей, а более же - профессионалов, варящихся в своём кругу. Самому народу в целом нужна не истина, но вера; ему нужна любовь к своему Отечеству. Тютчев пишет: "Умом Россию не понять... в Россию можно только верить". Однако это относится к любому Отечеству.

Государства сильны только верою их граждан; только любовь к своему Отечеству объединяет людей. Что может быть более объединяющим, чем любовь? Любая идеология должна быть концентрированным выражением не отвлечённой истины, не заимствованных чужеземных принципов, но общей для всего народа любви к его Отечеству. Не может существовать государство, где граждане более верят в чужеземные принципы обустройства. Такое государство постепенно деградирует и окончательно разрушится под натиском тех самых стран, в жизненные принципы которых столь свято верили.

Свято верить следует лишь в Бога, в своего Царя и своё Отечество. И народы живут этой верою, ему нужно понимание в самом широком плане, ему нужны самые правильные, апробированные опытом прежних поклонений истины, а не рациональное познание и не участие в поиске. Народ живёт, а не ищет.

Поиск истины - слишком рискованная штука. Не только потому, что этот поиск могут не оценить (в частности, не заплатить) в конце пути - это ещё полбеды. Вся проблема в том, что в поиске нужна интеллектуальная смелость, способность идти на риск, умение делать неожиданные и часто абсурдные предположения. Такое экспериментаторство хорошо для отдельных личностей и групп людей, но не для общества в целом. Впрыскивание в общественное сознание различных идей и идеек, причём не проверенных их же создателями, действует на общество разлагающе. Вернее не так: в одних случаях помогает, но разлагает в других.

Истина должна постепенно, небольшими порциями просачиваться в общество, проходя, как сквозь фильтр через все общественные слои, и при этом видоизменяясь. Отвлечённая истина, приспособленная под разумение отдельного сословия, и являющаяся частью (основой) его жизни, есть правда.
Из этого следует, что профессионалы, занимающиеся поиском истины, должны варится в собственном кругу. В этот круг, могут, конечно, забрести просто интересующиеся проблемой, но никак не наоборот: профессионалу не следует забредать к обычным людям, и насаждать свои утончённые истины и представлять свою - даже самую самую правильную - критику. Всё должно быть уместно. Рациональным познанием и критикой принятых обществом фактов следует заниматься среди себе подобных.

Поэтому с чисто научной точки зрения процитированный в начале моего текста комментарий юзера безусловно верен. Верно и то, что он запостил её в журнале интеллекутала-имперца. Это было и своевременно и уместно. А вот если бы он забрёл в журнал обычного русского националиста, то с ним вряд ли бы согласились. И самый факт записи там того же самого комментария было бы обычной глупостью. Всему своё место и время. Несвоевременное и неуместное констатирование самых правильных истин - с точки зрения жизни общества в целом – вполне может оказаться ложью.

Впрочем, всегда следует отличать интеллектуала от обычного критикана. Это, кстати, касается и ЖЖ. Критерий здесь простой: настоящий интеллектуал не ведёт себя как базарная баба, он всегда основывается на позитиве, видит как негативные, так и позитивные стороны общества или конкретного явления. Он рассматривает процессы в целом, в их развитии и связи с другими процессами, а не выхватывает отдельные недостатки, сосредотачиваясь исключительно на них.
Кстати, то же самое касается и националистов. Тех, чьи журналы состоят исключительно из критики всего и вся, по ошибке записали в последовательные русские националисты (лично знаю одну такую тётку; к несчастью, у нас с ней очень много общих друзей). Люди, умеющие только критиковать да ругаться (в том числе по пустякам), лишь профанируют здравую идею национализма, и постепенно сами уподобляются тем, кого ругают.

Настоящая проблема нашего общества в том, что все позабыли своё место (и, если угодно, время). Если ты профессионально не занимался проблемой, то не лезь в дискуссию интеллектуалов, которые на этой проблеме, что называется, "собаку съели". Если ты профессионал, то не приходи к простым русским людям, склоняющимся к национализму, со своими умными поучениями. Общайся в узком кругу себе подобных. Если твои идеи будут востребованы временем, то общество призовёт тебя на широкую общественную арену. А так - сиди в своём кабинете, грызи гранит науки, публикуйся в спецжурналах, пиши в своём ЖЖ для друзей, и особо не рыпайся. Если твои идеи верны, - то общество постепенно до них дозреет. И - опять же постепенно - примет их. Общество велико, оно отличается консерватизмом. И чем оно больше, тем оно консервативнее.

А когда общество усвоит определённые истины, переработает их, и превратит в предрассудок, то эта переработанная истина станет питательной средой, энергией, поднимающейся вверх, и питающей тех же самых интеллектуалов и все прочие общественные слои. Глинка очень хорошо об этом сказал: "Это народ создаёт музыку, мы, композиторы, её только обрабатываем" (фраза не точная, оригинал её известен мне только на немецком: "Es ist das Volk, das die Musik erschafft..."). Конечно же, народ пишет иную музыку, чем Глинка. Но этот последний написал свои шедевры исключительно потому, что умел чувствовать свой народ. Опять же: что был бы русский народ, не будь у него Глинки – и вообще таких, как он? Насколько мы были бы беднее?

Таким образом, происходит взаимный процесс обмена: народ питает интеллектуалов энергией, а интеллектуалы, их полезные наработки - по мере необходимости - используются обществом. Этой схемы, между прочем, придерживается Пушкин в так никем и не понятой маленькой трагедии "Moцaрт и Caльeри" (я занимался изучением её более 20 лет; по молодости даже курсовую о ней писал - специализируясь на кафедре диалектического материализма:). О том, как были нарушены эти связи очень хорошо пишет Кургинян в статье «Логика политического кризиса в России» (http://www.polit.ru/lectures/2005/03/02/kurginjan_print.html). Однако для такого обмена все сословия общества должны находиться на своём месте. Общество должно быть строго иерархизировано. Это возможно только при единоличной власти, а не при либеральной демократии.

Вот две самых больших иллюзии. У интеллектуалов: что истина выше Отечества (и даже выше любви к нему), и это последнее можно усовершенствовать распространением рациональных знаний и вскрытием «общественных язв».
У народа: что он вполне может обойтись без интеллектуалов – в том числе критически настроенных, что всем без исключения следует жить одною только любовью или верой, ограничиваясь необходимым минимумом знаний. И что интеллектуалы могут быть только самого высокого уровня, без промежуточных степеней, то есть той или иной формы "образованщины"...
Tags: идеология, культура, либерализм
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments