Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Психологические механизмы православной непорядочности



Как выглядит изначальная схема?
У нас есть некий обычный и нормальный (то есть нецерковный) человек, который из некого долга вынужден сделать нечто, что ему тяжело, неприятно и вообще не хочется.

Между ним и действием находится Посредник.
Это Дух. В котором гнездится ещё и Совесть.
Если не сделаешь, то - при развитом Духе - потом Совесть загрызёт.

Если Дух развит (получил достаточное развитие), то он подчиняет человека с его похотями и сиюминутными желаниями себе.
Если Дух не развит - как, например, у ребёнка - то человеческое естество подчиняет себе Дух с Совестью.
В этом случае Совесть безмолвствует. Она не терзает человека. Человек придумывает себе обоснование, чтобы не делать то, что не хочется. Как говорят, "договаривается с совестью".

Собственно, тут речь идёт о приоритете, о первичности и вторичности. Если Дух сильно развит, он первичен перед желаниями. Если развит слабо, желания и примитивные потребности первичны и почти всегда побеждают.

Если человек нормально развивается, то он развивает в себе и Дух и Совесть. Со временем у него появляется и чувство долга, и угрызения Совести, способность себя заставлять, и всё такое прочее.
Такое развитие зависит от множества факторов, прежде всего от родительской семьи. Но также и от окружения во дворе, от учителей, и прочего. Нельзя исключать и неопределенный элемент. Гены там, всякие случайные влияния...

Итак, в нормальном состоянии человек разрывается между двумя полюсами - Духом/Совестью и земными желаниями.

Что мы видим у воцерковленного христианина?
Дух и совесть у него по факту есть. Они у всех есть, в какую конфессию не приди)) Игнатий Брянчанинов писал, что "человек, приходящий в церковь не оставляет свой желудок за оградой". Тогда получаем, что приходя в церковь человек не оставляет за оградой и совесть.

Но это не имеет никакого значения. Потому что к этой промежуточной инстанции, к нашему Посреднику-Духу в результате церковного "промывания мозгов" подсоединяется дополнительная инстанция. Не присущая человеку, но привнесённая извне, церковью. Назовём её "церковной духовностью". Верующие, к слову, считают её единственной и вполне достаточной. Для них духовность только одна. Та, которая связана с церковью. Та, которая в церкви и развивается.

Эта духовность_по_церковному напрямую связана с сознанием собственной греховности. Греховность надо усиленно преодолевать, чтобы спастись. А спасение, как мы знаем, высшая ценность (см. недавний текст).

Итак, человек грешен. Самое главное для него - бороться с этой греховностью, чтобы обрести спасение в жизни вечной. Чем лучше борется, тем выше шанс.

То, что мы называли Духом (с его Совестью), то есть, собственно, Совесть оказывается в подчинённом положении у церковной_духовности. Первая становиться вторичной, как бы меркнет перед последней. Самое главное - моя греховность, а Совесть... ну, да, это, конечно, важно, но ведь не так существенно!

Неявно предполагается, что если верующие борются с греховностью, то тем самым у них развивается и Дух_который_включает_Совесть. Считается, что они как бы идут в одной связке. Хотя это не доказано. И я докажу, что происходит прямо противоположное. И связки как таковой нет.

Итак, греховность (борьба с нею) оказывается более важной. И бороться мы должны прежде всего с греховностью, с чином падшего естества. У нас есть более высокая и более важная цель, нежели развить свой Дух, чтобы поступать по Совести. Таковая цель более не ставится. Она не то, чтобы отрицалась напрочь, но оказывается малоценной. Меркнет на фоне более высокой.

И получается интересная вещь. Та самая Совесть (как равно и Дух) как бы засыпает. Промежуточная инстанция, необходимая для действия, для понуждения себя к должному в некотором роде исчезает. Её место занимает суррогат, та самая духовность_по_церковному.

Человек и в этом случае разрывается между двумя полюсами, но теперь иными. Между "высшей духовностью/желанием спастись" и своими сиюминутными желаниями и похотями.

Что мы имеем? Теперь человек поступает так, как ему хочется. При этом Совесть у него спит. Знаете, когда погружаешь внутренний взор в свою душу и видишь, чувствуешь там свою правоту/неправоту? Типа, рассматриваешь своё поведение под микроскопом.

Однако верующий не делает этого. Вместо этого он думает лишь о том, совершает ли грех.
Эта общая мысль о греховности как бы заменяет Совесть, они между собою не связаны. Не то, чтобы заменяет полностью, на 100%. Но в значительной мере. В достаточной для того, чтобы сделать выводы.

Тут начинается самое интересное. Совершён грех, но ведь его потом можно исповедать и замолить. "Да, мы грешим, но ведь мы и каемся. Не то, что ЭТИ ВСЕ" (то есть жалкие безбожники, скитающиеся в сумраке атеистических заблуждений. Те, для кого порядочность и совесть - самое главное).

Следует добавить, что Совесть напрямую связана с самоуважением. Если у человека есть самоуважение, то есть оно достаточно развито; если его научили уважать себя; если это для него жизненно важно - то он стремится поступать по Совести.

Между тем, в православии самоуважение связывается с гордыней. В христианстве это вообще самый страшный грех, из-за которого, к слову, Сатана отпал от Бога. "Гордыня - мать всех грехов"

Человек - ничто без Бога! Бог - и только он - должен помочь нам стать лучше. Его надо об этом постоянно униженно просить. "Без Бога не до порога".
А самоуважение есть грех и до добра не доведёт.

Только покаянный дух. Только тотальное ощущение собственного ничтожества. Но как может развиваться Совесть, как человек может фиксироваться на всех этих тонких материях, если у него нет самоуважения?

Что есть самоуважение? Осознание ценности себя как личности (в данном случае, нравственной) и, самое главное - желание эту ценность сделать ещё выше. То есть стать более нравственным человеком. Самоуважение не существует без самоусовершенствования: одно включает другое.

В первом случае человек делает усилия сам. Учится преодолевать свою хотелку. Оттого и "само-уважение". Во втором тут же ставится вопрос: как это - улучшение без помощи Бога? Такого не может быть никогда.

Но если мы произносим слово "Бог", тут же оказываемся на зыбкой почве понятий спасения и греха. Всё остальное как бы отступает.

Таким образом, Совесть (тот самый Дух, с которого начали) не развивается у большинства православных. Вопреки смелым наитиям как отдельных святых отцов, так и (уххх... дайте вздохну побольше... ужас, что сейчас скажу) соборному мнению всей церкви. Хотя и предполагается, что Совесть должна развиваться вместе с Духом. На самом деле нет.

Действительно, широко распространена фраза "совесть - голос Бога в человеке". Предполагается, что поступок не по заповедям автоматически включает голос совести, и человек сам решает, глушить его или идти (исправлять) исповедоваться, каяться и всячески заглаживать свой грех. То есть вроде как связывают человеческую совесть и "церковную совесть верующего" (с которой "работают" в таинстве покаяния). То есть голос совести вроде как есть, но направляет человека в одну сторону - покаяния.

Эта фраза хоть и красива, но и показательна: все редуцируется к Богу, сам человек ничто. Падшее существо. Если у него что-то и получится, то только если ему поможет Бог.

Указанный подход несовместим с полноценным развитием и самоуважением. Он заточен под узкую цель спасения. И духовность как таковая связывается не с Совестью, не с развитием внутренних душевных мускулов, не со способностью понуждать себя во имя долга, но с преодолением чина падшего естества - при помощи Бога и Его благодати. С преодолением общей греховности.

Мысль, что участие в таинствах способствует нравственному (и даже физическому - "во укрепление плоти и духа" говорится при причастии) усовершенствованию человека, на деле усыпляет Совесть. При этом на словах все признают, что надо любить ближнего, и вообще...

Тут начинается последний акт марлезонского балета. В народной церковной толще общепринято, что наша духовность развивается благодаря участию в таинствах и соблюдению всевозможных ритуалов. Мы должны как можно лучше выполнять ритуалы, а оно само собою и сложится.

Таким образом, совершая всё это, человек искренне уверен, что он совершенствуется, что у него развивается и тот Дух_который_Совесть.

Что мы видим? Когда от человека ситуация требует совершить над собою душевное усилие, то есть поступить по Совести, он вместо этого оказывается как бы переключённым на проблемы греха и спасения (я поставил "как бы", то есть использовал модальность). Осмысляет ситуация только в этой системе координат. Там, где нужно заставить себя, переломить свою хотелку и поступить в соответствии с долгом, выполнить неприятное и нежелательное, человек как бы засовывает голову в песок и малодушно уходит от проблемы.

Чем он себя оправдывает? А он вообще не делает этого. Так вопрос не стоит. Оправдываться, получается, не в чем. Человек не видит особой проблемы. У него ведь планов громадье - надо душу спасать. Бороться с грехами...

Именно поэтому, как ни парадоксально, у православного искреннее сознание (перед самим собою), решимость сломать себя, готовность преодолеть душевную лень, вообще всё то, что Пушкин называл "прямая честь" - в значительной степени отсутствуют. По крайней мере, более отсутствуют, чем у закоренелого атеиста. Который никакими духовными материями не живёт, но имеет обычную человеческую установку поступать по совести. И имеет некоторые силы, чтобы ломать самого себя.

У воцерковленных всё это как-то гибко обходится и упирается в ритуалы. Ну, вот мы же ходим в церковь, мы же исповедуемся. Значит, становимся лучше. И вообще - как можно сравнивать правильно живущего православного и какого-то нехристя? Ясно, что первый поступает хорошо, а второй плохо.Ведь первый водим самим Богом. А также богоизбранным начальством...

Важно отметить, что всё изложенное касается неких усреднённых людей, типических героев. Вполне возможно, что есть отдельные герои, у которых всё не так. Духовник особенный попался, благотворное влияние уникально подобравшегося окружения... Но нас интересует, как работает механизм в целом. На материале простого обывателя, так сказать

Итак. Если в случае с жалким, погрязшим в заблуждениях атеистом мы имеем внутреннее (душевное и волевое) усилие над собою, которое человек совершает, то во втором случае получаем его внешнее усилие по наиболее точному и добросовестному исполнению ритуалов.

Да, момент внутреннего, душевного усилия над собой, по усовершенствованию себя также обговаривается в аскетической практике. Не имеется в виду примитивно-механическое соблюдение. Однако факт остаётся фактом - борьба с греховностью как таковой выходит на первое место.

Не ставится задача развития Совести, задача как таковая. Нет такой сверхцели - поступать по Совести. Есть базовая оппозиция "совершаешь грех <-> не совершаешь грех". Совесть вроде как и есть, но уже потом.

Главное не грешить. А греховность связана с ритуалами. Чтобы не грешить, надо ходить в церковь, поститься, молиться, и слушать радио "Радонеж"...

В результате эта система, подход, заточенный под спасение души, губит в индивиде Совесть, Вытесняет определенным суррогатом. Человек теряет способность погружать внутренний взор в свою душу и либо находить там нежелательные элементы, или заставлять себя поступать по Совести. Вместо этого он сознательно фиксируется на факте греха.

В православном мире над собою усилия делаются не в том плане, что развивают некие стороны души, и если совершают неправильный поступок, то потом мучаются и осуждают себя. Нет, совсем в другом направлении. Не судят себя. Суд вообще прерогатива Бога. Стремятся исполнять ритуалы всё лучше и лучше.

Тем самым человеческий Дух, связанный с нашей Совестью неизбежно хиреет.
Tags: ecclesia, православие, психология, русское, философия, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments