Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Коты и гражданское общество в России



"East is East, and West is West,
And never the twain shall meet"

(R. Kipling)

Ко мне на даче приходит кот. Я месяцами приваживаю его, кормлю, ласкаю, уважаю его потребности - поэтому он и приходит.
Он мне доверяет - если в данном случае применимо человеческое понятие доверия.

Если я попытаюсь схватить его, он меня исцарапает, искусает и вырвется на свободу. Я не пробовал, но уверен, что будет так. Доверие исчезнет. Мне придётся долго, месяцами, заново добиваться его. Но если очень нужно, то добьюсь.

Кот действует рефлекторно. Он борется за выживание. И когда приходит за едой, и когда сопротивляется захвату.
Применимо ли к коту понятие "субъектность"?
Он точно действует сознательно?

Общество на Востоке расценивает власть как дающую всякие блага и защищающую. Народ власти доверяет, потому что она его более-менее устраивает. Не мешает выживать. И всем вместе, и каждому по отдельности.

Если власть категорически не устраивает, и выживание становится под вопросом, то люди выходят на улицы, устраивают всякие митинги да протестные акции. Возможно, они даже прогонят данную власть и заведут другую. Следует ли из этого, что они обладают субъектностью?

Это точно такое же рефлекторное действие, как у кота. Точно такая же борьба за выживание. Хотя формы несколько другие, более сложные и вообще социальные.

Однако отличие по форме не меняет суть дела.

Не надо говорить, что у русских есть субъектность.
Пока мы не живём, а выживаем, её нет. И быть не может.

Хотя бы потому, что субъектность связана с самоуважением человека, его ощущением, что он в центре Вселенной и вообще мера всех вещей. Запад дозрел до этого, пройдя эпоху Возрождения, а потом и Реформации. Мы через эти эпохи так и не прошли. А Реформации у нас в принципе быть не может. Не тот тип цивилизации. У нас не может быть постепенных, глубоко продуманных реформ - только революции да церковные расколы.

В России мерой всех вещей является справедливость. А она завязана на власть. Это и есть базовая константа нашей жизни. Власть любая, в том числе божественная.

И это с нашим персональным неприятием власти никак не связано.
Точно так же, как карие глаза. Я могу сколь угодно ненавидеть их и бороться с ними. Суть дела от этого не меняется. Это данность, с ней приходится считаться.

Странно, что в случае кота всё очевидно. А когда речь заходит о русском народе, сразу начинается тупой и унылый трындёж про демократию, свободу и гражданское общество. Протесты - то есть тупое скопление толпы на площади и выступления невежественных ораторов - воспринимаются чуть ли не как проявление высокой сознательности. Чуть ли не как готовность стать полноценным обществом, как в Европах.

Странно, что когда мы смотрим на протесты где-нибудь в Иране или Афганистане, то ВСЁ понимаем и иронически улыбаемся. А когда смотрим на собственные, то воображаем чёрт знает что.

Окститесь! Мы с кошками живём в одинаковых системах жизненных координат! Выживание в обоих случаях. Равно как и с афганцами. Разница в деталях, и поверьте - они значения не имеют.

Из того, что мы первыми полетели в космос и изобрели лазер и телеграф, вовсе не следует, что мы с афганцами не похожи в самом главном. Суть нашей и их жизни одна и та же. Выживание, причём во всех слоях общества.
Пока оно есть, развития не будет. А также демократии, свободы, и что ещё там?

Забудьте про свой Запад, нам до него как до Луны!
Tags: Восток - Запад, проблема развития, феномен власти
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments