"East is East, and West is West,
And never the twain shall meet"
(R. Kipling)
Ко мне на даче приходит кот. Я месяцами приваживаю его, кормлю, ласкаю, уважаю его потребности - поэтому он и приходит.
Он мне доверяет - если в данном случае применимо человеческое понятие доверия.
Если я попытаюсь схватить его, он меня исцарапает, искусает и вырвется на свободу. Я не пробовал, но уверен, что будет так. Доверие исчезнет. Мне придётся долго, месяцами, заново добиваться его. Но если очень нужно, то добьюсь.
Кот действует рефлекторно. Он борется за выживание. И когда приходит за едой, и когда сопротивляется захвату.
Применимо ли к коту понятие "субъектность"?
Он точно действует сознательно?
Общество на Востоке расценивает власть как дающую всякие блага и защищающую. Народ власти доверяет, потому что она его более-менее устраивает. Не мешает выживать. И всем вместе, и каждому по отдельности.
Если власть категорически не устраивает, и выживание становится под вопросом, то люди выходят на улицы, устраивают всякие митинги да протестные акции. Возможно, они даже прогонят данную власть и заведут другую. Следует ли из этого, что они обладают субъектностью?
Это точно такое же рефлекторное действие, как у кота. Точно такая же борьба за выживание. Хотя формы несколько другие, более сложные и вообще социальные.
Однако отличие по форме не меняет суть дела.
Не надо говорить, что у русских есть субъектность.
Пока мы не живём, а выживаем, её нет. И быть не может.
Хотя бы потому, что субъектность связана с самоуважением человека, его ощущением, что он в центре Вселенной и вообще мера всех вещей. Запад дозрел до этого, пройдя эпоху Возрождения, а потом и Реформации. Мы через эти эпохи так и не прошли. А Реформации у нас в принципе быть не может. Не тот тип цивилизации. У нас не может быть постепенных, глубоко продуманных реформ - только революции да церковные расколы.
В России мерой всех вещей является справедливость. А она завязана на власть. Это и есть базовая константа нашей жизни. Власть любая, в том числе божественная.
И это с нашим персональным неприятием власти никак не связано.
Точно так же, как карие глаза. Я могу сколь угодно ненавидеть их и бороться с ними. Суть дела от этого не меняется. Это данность, с ней приходится считаться.
Странно, что в случае кота всё очевидно. А когда речь заходит о русском народе, сразу начинается тупой и унылый трындёж про демократию, свободу и гражданское общество. Протесты - то есть тупое скопление толпы на площади и выступления невежественных ораторов - воспринимаются чуть ли не как проявление высокой сознательности. Чуть ли не как готовность стать полноценным обществом, как в Европах.
Странно, что когда мы смотрим на протесты где-нибудь в Иране или Афганистане, то ВСЁ понимаем и иронически улыбаемся. А когда смотрим на собственные, то воображаем чёрт знает что.
Окститесь! Мы с кошками живём в одинаковых системах жизненных координат! Выживание в обоих случаях. Равно как и с афганцами. Разница в деталях, и поверьте - они значения не имеют.
Из того, что мы первыми полетели в космос и изобрели лазер и телеграф, вовсе не следует, что мы с афганцами не похожи в самом главном. Суть нашей и их жизни одна и та же. Выживание, причём во всех слоях общества.
Пока оно есть, развития не будет. А также демократии, свободы, и что ещё там?
Забудьте про свой Запад, нам до него как до Луны!
Journal information