
Возьмём двух авторов. Первый пишет тексты по многим причинам. Одна из них - у него такая внутренняя потребность. Накопить идеи и поделиться с другими. Он льстит себе мыслью, что вносит посильный вклад в копилку общей мудрости. Он совершенно искренен и бескорыстен в своих действиях. Да и вообще ему это нравится. А еще - это нет смысле скрывать - любит, когда читателям нравятся его тексты. Когда комментируют, лайкают, репостят... Значит, это нужно людям. Не зря старается. Не зря небо коптит.
Теперь второй автор. Ему всё это совершенно не нужно. Нет у него такой внутренней потребности. Решительно нет. И ему это не нужно и не нравится. И на читателей, в общем, плевать.
Но есть некий внешний стимул, вынуждающий супротив воли и его натуры писать.
Все равно какой. Злодей рядом стоит с раскаленным паяльником, обещает в него запихнуть, если не создаст очередной новый текст.
А читателям автор будет втирать, что ему интересно осваивать новое. Натура такая. Особенная творческая. Полет, б**дь, духа. Чтобы все им восхищались и его уважали. А сам он на самом деле ленив и даже туповат, он вообще другим живёт, ему это творчество даром не нужно. Но страх перед паяльником творит чудеса.
Есть разница?
Вот. Теперь вы знаете, что там у русских с космонавтикой. Одно дело, если бы у бОльшей части нации такая внутренняя потребность была - создавать новое, раздвигать горизонты...
Сейчас "мужика с паяльником" нет.
Ну, и каковы наши успехи?
На месте русских я бы не выё***ался.
С этим самым первенством в космосе.
Не сами достигли. Власть заставила.
Чтобы оправдать свое право на господство.
Ведь оно - и в первую очередь оно - было главным выигрышем в любом соревновании с Западом. В том числе, и космическом.
Если мы первые - значит, мы правильные. Правильный строй. Правильная власть.
Первенство даёт право власти на неограниченное господство. Оправдывает в первую очередь именно его. А народу это первенство даром не нужно.
Хотя, если правильно его преподнести, безусловно греет душу. Мол, мы с голой задницей, но всё равно лучшие. О досадных мелочах можно и забыть. Величие важнее процветания!
Не следует забывать и элемент мистического в народном восприятии: жизнь тяжёлая, и вот, это космическое чудо каким-то фантастическим образом улучшит жизнь каждого из нас.
"Теперь заживём!" - вот чему неосознанно радовалось большинство.
Конечно, это рассуждение не касается специалистов, которые живут своим делом и совершают великие достижения.
Тем не менее, систему надо рассматривать в целом. Есть выдающиеся специалисты, а есть те, кто их направил. Кто сделал всё это силой. А без неё и специалистов бы не было. И достижений. Потому что они у нас никому не нужны.
В случае с авторами всё более-менее понятно. Но в случае с вещами легендарными, чем вся нация привыкла гордиться, мозги тут же отключаются. Уступают место коллективным эмоциям. "Что, мы хуже других?" А при чём здесь "хуже" и "лучше"? Речь идёт об отношении. К самим себе. К пониманию того, какие мы есть на самом деле, и чем отличаемся от остальных.
Понимание самих себя весьма полезно, чтобы двигаться дальше. Чтобы не увлекаться утопическими реформами и не мечтать о "правильной, справедливой власти". Дело не в том, и не в другом. Всегда следует помнить о пяти "почему?" На первый вопрос: "почему мы гордимся?" - я ответил.
Гордиться можно только тем, что идет от натуры. От души. Что было сделано от внутреннего богатства и свободного волеизъявления, от издавна присущей способности двигаться вперёд и осваивать новое, а не из под палки.
Если от нищеты, вместо того, чтобы помочь народу улучшить своё благосостояние, даже просто задуматься об этом, у него кусок хлеба отбирали, дабы потом пустить всему миру пыль в глаза?
Любое великое свершение, если оно достигнуто внешним давлением и насилием - не считается. Даже если внешний стимул был самым что ни на есть убедительным, навроде будущей войны. Или возможной.
То есть учитывать, конечно, можно. Гордиться нельзя.
Повод для гордости - это когда можешь. Сам.
А не когда вынужден.
P. S. Тут имеются в виду достижения. А не подвиг.
Подвиг вполне может быть вынужденным.
Journal information