Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Общество и власть в России


(Расшифровка диктофонной записи)

И: У стиляг измеряли ширину брюк, и если у них были "дудки", то их распарывали. Должны быть нормальные штаны как у всех. Тогда знаешь, такие шаровары носили. Измеряли длину волос. Если слишком длинные - выстригали несколько клоков. В связи с этим у меня возникли две мысли. Знаешь что интересно? А что такое "Оттепель"? При "Оттепели" это перестали делать. Их могли остановить, сделать внушение, но клоки волос уже никто не вырезал, и брюк не распарывали. Почему? А вот что такое "Оттепель" вообще?

А: Даже на официальном уровне "Оттепель" - особое внимание к правам человека.

И: Да, всё правильно, ты совершенно прав. Но я сейчас говорю о другом. У нас в России существует только два сословия. Это общество и власть. Они противостоят друг другу. Находятся как бы на двух чашах весов. Вот сталинский период - это когда власть доминировала и могла с человеком сделать всё что хочет. А "Оттепель" - это когда чаша весов склонилась в сторону общества. Всё равно власть доминировала. Но уже не доминировала в такой мере, она ослабла. Это было ослабление власти. Каждый раз, когда у нас слабеет власть, сразу начинается уважение к правам человека и так далее, на самом деле это слабость власти. Если у нас власть сильная, она начихает на права, она загонит всех в лагеря. Она заставит всех ходить строем в церковь. Она просто не имеет достаточной силы, не имеет моральной поддержки в народе. И если бы она имела её, или если бы у нас был сильный правитель, у которого была такая инерционность, потому что Сталин же в начале не имел такой большой поддержки в народе. Этот культ ведь раскрутили постепенно. Ты наверно помнишь мой текст о том, что северокорейцы искренни в своём почитании вождей. Дело в том, что нищета вообще способствует желания получить некую соломинку, за которую можно ухватиться. Что вот этот человек может быть всё изменит. И чем больше нищета, тем больше верят во власть. И вот у нас верили во власть и Сталина, потому что жизнь была нищая. "Оттепель" должна была произойти, потому что жизнь стала более сытая. Вот эти три элемента входят в одну систему. Противостояние власти и общества, и сытость. Власть по большому счёту заинтересована чтобы народ был голодным. Я нашёл и выложил цитату какого-то крупного советского начальника, что если мы накормим народ, то он начнёт бунтовать и требовать всё больше и больше. Он не будет уважать власть. Голодный народ больше уважает власть. Но тут конечно есть всякие нюансы. Голодный народ вообще-то может ещё и восстать. Но это уже другие моменты. Я хочу сказать, что "Оттепель" - это изменение соотношения власти и общества. Соотношение изменилось в сторону общества. Хотя власть всё равно осталась доминантной, авторитарной и так далее. А выразилось это (это уже вторичное) в уважении к правам человека, внимание к личности, как там этот сказал, "теперь к людям надо помяхше, а на вопросы смотреть ширше". И здесь мы переходим к второму вопросу: а почему длинные волосы были запрещены? Что такого плохого в длинный волосах? Что такого плохого в брюках-дудках? Что в этом может быть плохого? Ну отпустил длинные волосы, и чего? Меня выгоняли с уроков, у меня были длинные волосы, как у Леннона. В последнем, десятом классе меня выгоняли с урока, учительница давала мне 50 копеек и говорила: "иди и прямо сейчас подстригись". Почему нельзя было иметь длинные волосы? Вспомни наш с тобой разговор о том, что при авторитаризме должна быть только одна идеология. Только одна господствующая идея. Она способствует

объединения людей. Естественно под знаменем власти. А длинные волосы - это символ противостояния обществу и одновременно власти тоже. Потому что власть воспринимала себя как единое сообщество. "Народ и партия едины". А волосы - это вызов и тем и другим. Это вызов установленном порядку. Я не такой как вы все. Вот сейчас он танцует джаз а потом родину предаст. И ведь это правда. Если он танцует джаз, а не то, что танцуют все, вальсы например, то означает, что он уже что-то там себе думает. Это та же самая ситуация, как дьякон, который не пьёт. Значит он чего-то себе думает. Потом будет священником и начнёт недостатки в церкви выискивать. А если он пьёт, значит такой же как все. И вот здесь та же самая логика. Если ты носишь длинные волосы, ты уже не такой как все, ты там что-то себе думаешь. Ты что-то там критикуешь. Ты уже раскольник. А дальше уже начинаются страхи власти. А если это войдёт в моду? Вот та же самая ситуация. Был великолепный священник, у меня есть серьёзные претензии к его богословским идеям, но он был великолепен. Александр Мень. У него была своя, очень большая группа единомышленников, в основном из молодёжи, парней, которых он пестовал в сознательной вере. Он им много чего объяснял, этих людей становилось всё больше и больше. И его очень удачно убили. Что было бы, если бы его движение обрело популярность? Произошёл бы раскол. И вот наше общество всё построено на принципах единства. Авторитаризм предполагает единство. И система ценностей выживания тоже предполагает единство. Ты должен быть такой как все. Было в советское время такое выражение, сейчас менты его тоже используют: "ты чё, самый умный?" На самом деле под этим выражением скрывается другое: "ты что, против всех?" То есть вещи не называли своими именами. Ты не самый умный, ты против всех. Кстати говоря, выражение показательно именно отношением к уму. Такому вот массовому отношению к уму в русском народе. К уму относятся скептически именно потому, что все должны быть одинаково смышлёны. А если ты слишком умный, то начинаешь что-то думать, подрываешь наше единство. В сложной, критической ситуации ты может не будешь со всеми. Понимаешь, а если война, а если враг у ворот? А в России ты же знаешь, всегда враг у ворот. Мы так живём. Таким образом это были первые зачатки противостояния обществу, раскол в обществе. Естественно, это была очень наивная идея, стричь волосы и распарывать штаны. Дело в том, что уже вторичное. Человек уже начал что-то думать, он уже созрел.

А: А это как раз следствие этого подхода.

И: Да. Но это примитивный подход, потому что мы лечим симптомы, но не саму болезнь. Но суть заключается в том, что как ни странно, но это было действенно. Власть боялись. Потому что кто такие были дружинники, которые отрезали волосы? Это же были представители власти, их шестёрки. Если бы они ловили только хулиганов, нарушителей того, сего, тогда понятно. Но если в данном случае они отрезали волосы и распарывали штаны, то они выступали именно как шестёрки власти. То есть как представители власти. Люди, которым отрезали волосы, и люди, которые знают, что другим отрезают волосы, они не только будут слишком длинно растить, это чёрт с ним, но они будут бояться высказывать свои мысли. То есть обратное влияние всё равно есть. Люди начинают бояться, это такое примитивное проявление доминантности власти. А с другой стороны, поскольку у людей волосы это есть проявление протеста, протест загоняется вглубь, это означает что он там кипит и не находит выхода. То есть здесь получается обоюдоострая ситуация. С одной стороны власть вроде бы достигает того, что протест не получает распространения, а с другой стороны он уходит вглубь и начинает там накипать. И когда-то он всё равно потребует выхода. Какой-то выход всё равно будет нужен.

А: Интересный момент. Как только власть перестаёт давить, то и общество перестаёт вслед за ней.

И: Отлично. В ситуации ценностей выживания, когда люди объединяются только в критической ситуации, в нормальном, спокойном состоянии они не объединены. Каждый живёт для себя. Люди пилят заводы, утаскивают на дачи стеклянный столик и так далее. Это спокойная ситуация. И единственное, что может их объединить - это сильная власть. Это единственное, что их объединяет. Власть не может быть слабой для людей с этой системой ценностей. Потому что она единственная в нормальном спокойном состоянии объединяющее звено, объединяющий фактор. Подожди, а что ты сказал?

А: Ну получается общество, как только видит что власть сдаёт...

И: Да, оно начинает сразу давить, потому что у нас всё не просто завязано на власть, а мы живём в системе ценностей власти. Тогда общество начинает хотеть взять верх над властью. И в обществе может начаться анархия, бардак.

А: Это понятно, просто у меня такое ощущение, что когда власть перестаёт сама преследовать кого-то, вот тех же стиляг, то и обществу становится, если не полностью пофиг, то не так интересно вообще этим заниматься. Оно как бы тоже отключается от этого процесса.

И: От чего, от какого процесса?

А: Преследование тех же инакомыслящих.

И: Что оно забывает об этой проблеме?

А: Оно гораздо спокойней на это смотрит.

И: Нет. В том-то и дело что нет. Оно требует себе всё больших свобод.

А: То есть ты всё верно говоришь, просто я вот сейчас смотрю на ситуацию, понятно, что когда власть прессовала этих стиляг, то общество в это включалось. Причём включалось зачастую где-то с душой, с оттяжкой.

И: Ну да наверное.

А: А вот как только власть перестаёт это ставить в повестку, то и общество отваливается.

И: Да, ты прав, в данном случае власть была объединяющим фактором, который вёл за собой общество в нападении на стиляг. Оно было как бы руководителем движения. А как только оно перестало руководить, общество тут же распалось. Всем стало пофиг, ты совершенно прав. Я бы сказал так, это наша беда, это наш бич, вот эта система ценностей, потому что вся эта машина работает на этой системе ценностей. Если бы были другие ценности, то всё было бы по-другому. Ещё чего добавишь?

А: Да всё уже. Просто тут явно общество как бы своё тоже дополняет. Если власть идёт, оно может дополнять своё. Добавлять свою силу.

И: Начнём с того, что власть не с Луны взяла эту идею, что надо резать волосы и распарывать штаны. Она тоже опиралась на те же ценности, что и общество, на ценности выживания. Это была не просто прихоть представителей власти. Что вот захотели и вот так сделали. Они действовали в определённой логике. Точно также как "если ты танцуешь джаз...", эта логика существовала где-то в народной толще. И власть в данном случае выразила определённую сторону народного миросозерцания. Другое дело, что это была именно одна сторона. Потому что в народе же было и

другое, ну молодёжь же всегда выпендривается, то есть там были разные идеи. Но власть выбрала именно вот эту.

А: Ну да, этот как в этом, твоём любимом фильме про стиляг есть два совершенно разных пласта. Есть отец, который говорит: "да, мы тоже по молодости чего только не вытворяли".

И: Да, он там говорит, что мы ещё не так как вы отрывались и покруче было.

А: Рассказывает там как морды мазали и девок пугали.

И: Ну да, совершенно верно.

А: Ну и было олицетворение всего тупого, вот эта вожачка.

И: Ну в фильме они на самом деле, ну скажем так упростили ситуацию. Потому что я же был комсомольским работником. Дело в том, что эта вожачка показана в фильме как просто идейный человек, который во имя высших идей, торжества коммунизма борется с инакомыслящими. На самом деле всё было сложнее. Она боролась потому, что знала, что её начальство оценит это, её начнут двигать. И она это прекрасно знала, что она что-то имела. А когда она была на комсомольских конференциях, а она там была, там всегда были закрытые распродажи дефицита. Это было выгодно, поддерживать эту идею. Она не просто была идейной, эта девка. Было выгодно быть идейным. Это всё материально подкреплялось. И причём даже если бы не было этих закрытых распродаж, то всё равно она могла двигаться вверх. Только вот таких вот тупых и двигали вверх. То есть здесь не так всё просто, что вот из-за идей коммунизма, нет. И ещё неизвестно, как люди относились к коммунизму в то время, может были какие-то иронические взгляды. То есть на самом деле и здесь то же самое. Проявление власти, желание войти во власть, продвинуться во власти, оно первично перед идейностью. Здесь какой-то сложный симбиоз, его надо расшифровывать.
Tags: диктофонные записи, феномен власти
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments