Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Психологические механизмы нравственного самосовершенствования


(Расшифровка диктофонной записи)

Почему человек становится лучше? Почему он хочет стать лучше, почему хочет измениться? Именно в нравственном отношении. Не в интеллектуальном, чтобы преуспеть, а именно в нравственном. Почему он начинает задумываться о своей жизни? Делать нравственные усилия, делать выбор. Почему это происходит? Когда, за счёт чего? Какие психологические механизмы это обслуживают?

Давай возьмём обывателя, ребёнка, которому 15-16 лет. Он ещё ребёнок, но тело уже взрослое. То есть в принципе он может делать какие-то взрослые вещи. Сексом заниматься или автомобиль водить. Или даже деньги зарабатывать. Почему этот человек вдруг начал из себя что-то делать? Вдруг задумался?

Я всё-таки свой пример приведу. Вот я был в армии. На первом году службы над нами издевались "старики". И я пахал как все. Чистил туалеты, сапоги и так далее. И вся молодёжь, все салаги, сидели и говорили: "а вот я стану "стариком" и никогда не стану молодых унижать, это так плохо". И потом, когда сами стали стариками, они все стали унижать. Я был единственный, кто не унижал. Это стоило титанического труда. Вот тогда передо мной встал настоящий, пожалуй впервые в жизни, нравственный выбор. Я реализовал этот выбор - быть вместе со всеми, быть как все, или пойти против всех.

Почему это произошло? Почему этот выбор встал? Этот выбор встаёт как ответ на жизненный вызов. Если жизнь не даёт вызов, нет и ответа. Человек живёт как все, у него нету встряски. У него нет того, что называют в православии "посещение Божие". Нет трагедии, нет жизненной сложности, нет опыта боли. Когда он должен нравственно этот опыт переработать. Это первый и самый главный аспект, определяющий совершенствование.

К 30 годам человек накапливает некий жизненный опыт. Вот этот жизненный опыт имеется в виду не положительный, а именно отрицательный. Это опыт боли, это опыт трагедии, это опыт переживания, на который нужно нравственно реагировать. Если такого опыта нет, то человек не изменится.

Я не знаю что бы со мной было, если бы я в армию не попал. Это был колоссальный опыт. Когда возвращался, я понимал, что я стал просто другим человеком. И именно за счёт того, что я переработал этот - в общем, примитивный, но и трагический опыт.

И он был более трагическим, потому что на втором году службы я уже должен был избивать людей. Я этого не делал. У меня были сложности с собственным призывом. Меня терпели, как скажем такого "себе на уме", оригинала, который в библиотеке сидит, не унижает молодых и так далее. Это был вызов судьбы, на который нужен был нравственный ответ.

Но нравственный ответ может быть разным. А кто-то наоборот обозлится и станет хуже всех. Какому-нибудь там Чикатило девушка отказала, унизила, и он начал убивать других. Это тоже был опыт трагедии и нравственный выбор, просто человек переработал его иначе, пошёл вниз по лестнице.

Итак, самый первый аспект, который у нас есть, это нравственный вызов. Вызов судьбы, на который нас заставляют нравственно отвечать, именно нравственно. Но это ещё не всё. Этот нравственный ответ реализуется в определённой системе нравственный координат. Что мы делаем? Как мы должны отвечать? Что на это влияет?

Если человек какой-то особенный, то он может сам себе вырабатывать систему координат. Новую систему координат. Началась работа над нравственностью. И эта работа есть выработка системы координат, по которой он будет жить. Она выстраивается как мозаика, как паззл. В простейшем случае это примеры. Система координат связана с примерами. Человек не может её вырабатывать, если он не Моцарт какой-нибудь, который с трёх лет пишет симфонии, он не может начать вырабатывать эту систему координат самостоятельно. Он ищет для себя примеры. А примеров только два. Первый пример - это жизненные примеры. Пример родителей, семьи, друзей. А второй пример - это пример литературы, если он вообще её читает. Из кино, из литературы. Будем называть это идеальными примерами, а не реальными. Но они же тоже примеры, они влияют. Какой-то же пример может в душу запасть? Помните у Маяковского? "Юноше, обдумывающему житьё, решающему - сделать бы жизнь с кого, скажу не задумываясь, - делай её с товарища Дзержинского". Правильно? То есть вот пожалуйста пример товарища Дзержинского. Это простейший случай, когда человек берёт пример.

Усложним задачу. Предположим у парня были только негативные примеры. Он жил в примитивном уголовном мире, его родители простые как три рубля, которые сидели и воровали, его друзья занимаются тем, что пьют портвейн в подъезде и убивают кошек. И вот жизнь ставит перед ним нравственный выбор. Ему отказала девушка, он начинает вымещать это на других, он не перерабатывает это в положительном смысле, начинает насиловать и убивать.

Имеет значение не только культурная заданность. Имеет значение внутренняя сила. Ведь есть же слабые люди. Просто слабые, по определению слабые. Если у человека нет душевных сил, чтобы подняться, он начинает катиться вниз.

Что такое духовная сила? Это когда человек держит в себе и перерабатывает. Он держит в себе, перерабатывает и поднимается как тесто. Душа становится больше. А эта внутренняя сила задаётся таким количеством аспектов, что здесь даже говорить нет смысла. И гены и ещё что-то, тут очень много аспектов. Есть люди сильные, а есть люди слабые, вот и всё.

Итак, есть три аспекта, они взаимодействуют друг с другом, чтобы человек начал усовершенствоваться. Чтобы начался процесс его нравственного усовершенствования. Это во-первых вызов судьбы, во-вторых благой пример, система координат. Если человеку повезло и вокруг были хорошие, то у него уже стереотип заложился, ему просто легче. Ему будет легче вырабатывать эту систему координат, если вокруг примеры были благие. У него нет свободы её вырабатывать, потому что она уже как бы задана. Поэтому когда вот к примеру западный человек растёт в системе законопослушания, ему легче жить по закону. Потому что все вокруг закон соблюдают и он не понимает как это - жить не по закону. И третий - внутренняя сила.

Есть такая гальперинская теория, за счёт чего развивается психика. А вот за счёт интериоризации. Просто усваивается опыт и всё, как ленинская теория отражения. За счёт чего человек развивается нравственно? А вот усваиваются какие-то внешние вещи. За счёт чего усваивается, что, почему - ничего не сказано.

Церковь утверждает, что когда человек участвует в ритуалах, исповедуется и причащается, причём исповедуется искренне, то он от этого становится лучше в нравственном смысле. В связи с изложенным выше, это не совсем правильно. Почему за счёт тупого исполнения ритуалов он должен становиться лучше? Где посещение Божие? Где система координат? Где благие примеры? Где аспект внутренней слабости или силы?

И вот здесь в качестве благого примера должен выступать пример церковных деятелей, священнослужителей. А они подают пример такой нравственной жизни? Геи-архиереи, сребролюбцы-священники, пьяницы-дьякона... Где в православии взять примеры, где хоть один из аспектов, который я перечислил, чтобы исповедь и причастие улучшали в нравственном отношении человека? На каком основании, неявном положении утверждается, что человек станет лучше при исполнении ритуалов? При неявном предположении, что человек, его душа, это tabula rasa, это платоновская материя. А Причастие - это могучая платоновская идея, которая перерабатывает материю. Это чистый платонизм.

Они могут чуть-чуть помочь выработать систему координат. Чуть-чуть, а все остальные аспекты, внутренние силы человека, вызов судьбы, сама систему координат они дать не в состоянии, потому что для этого священники должны быть земными ангелами. А они не дают ничего. Они дают только вот этот вот малюсенький аспект. Если ты уже всё остальное получил, то ты уже получаешь это самое.

Дело в том, что этот нравственный выбор можно сделать и без церкви, и это происходит у многих людей. Я не знаю ни одного человека, который стал бы лучше за счёт участия в церковных таинствах. Знаю, кто стал хуже. Сами по себе они человека не изменяют. Они действуют наоборот - успокаивающим образом. "Покаюсь, если что". Или даже так: "не согрешишь - не покаешься, хорошо, что грешим, будет о чём каяться".

Ну и, наконец, обрядоверие, пример описывается в житии Силуана Афонского, когда два разбойника убили человека, нашли у него сало, собрались съесть, один говорит: "ты чего, сегодня же пятница". Они сделали нравственный выбор, когда убили человека. А тут они соблюдают ритуал и именно это доказывает, что ритуал сам по себе человека не усовершенствует. У Иисуса Христа на этот счёт был некий намёк. Когда он сказал, что не то оскверняет человека, что входит в уста, а то, что
выходит.

То, что выходит из уст, имеет нравственный выбор, имеет отношение к нравственности, а то, что входит - нет. Но в православной церкви, в православном богословии предполагается, что, например, пост - это такая нравственная тренировка. Ты воздерживаешься от тучной еды и тем самым каким-то образом нравственно улучшаешься. Такое ощущение, что это рассуждение призвано оправдать пост, чтобы люди за него держались, некое высшее оправдание поста, такое миропомазание поста, обоснование поста. Что вот за счёт ритуалов человек становится лучше.

Это не нравственная тренировка. Это так и надо понимать. Опять же это вот может быть где-то кому-то помогло, когда звёзды встали так, что сложились, соединились вместе те аспекты, которые я описал. Это исключение. Поскольку речь идёт о подавляющем большинстве людей, то для них действуют как раз прямо противоположные механизмы. Я могу грешить, но самое главное что я по пятницам не ем сало. Вот эта человеческая поверхностность приводит к поверхностному осмыслению ритуалистики.

Соблюдение церковных ритуалов, оно не улучшает человека само по себе. Он не становится лучше. Но дело в том, что церковь "соборным разумом" утверждает что человек усовершенствуется сам по себе. Плюс ещё некое нравственное усилие имеется ввиду. Больше ничего.

Весь этот комплекс, который я описал, в церковном сознании вообще не существует. Он вытеснен. Вытеснен "любовью к Христу", любовью к ритуалу, любовью к истории, любовью к традиции, любовью к красоте, как у героя Достоевского, который говорил "красота и сладость".
Tags: ecclesia, диктофонные записи, психология, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments