У воздержания от любых серьёзных пороков есть своя очень глубокая метафизика. Когда ты воздерживаешься от некоего порока, давай будем рассматривать алкоголизм как порок, то ты это делаешь во имя некой сверхценной идеи. И когда ты снова начинаешь пить, то на самом деле ты не выпиваешь маленькую баночку пива или чего-то ещё. А разрушаешь всю сверхценную идею.
Вспомним логику предательства, описанную в "Кроликах и удавах" Искандера. Душа представлена как большая чистая скатерть. Перед предательством кажется, что ты испачкаешь только уголок белой скатерти, а на самом деле ты засрал её всю.
Здесь работает та же самая логика. Тебе кажется, что выпил всего лишь баночку пива, а на самом деле ты разрушил всю сверхценную идею воздержания. Ты разрушил свой собственный подвиг. Ты разрушил ощущение себя как победителя над пороком.
То есть здесь идея более глубокая, чем просто пить или не пить. Здесь именно соревнование идей. И когда ты сорвался, то получается так, что ты не просто немножко выпил, а ты разрушил всё. Всё здание, которое строил. Ты разрушил его до фундамента. Причём воздержание, если ты пил многие годы, воспринимается как идеал, как сверхценность. Получается что ты разрушил идеал, которым жил несколько месяцев.
И тогда возникает вопрос: "а ради чего?" Идеал-то уже разрушен, можно начинать пить дальше. Это очень интересный момент. И это возможно касается супружеской прочим измены. Кажется что один раз изменил, ну ничего страшного, сходил налево, ничего не изменится. На самом деле ты разрушил идеал верности. Ты разрушил всё.
Получается, что получил совавшийся? Возможность выпить бутылку водки каждый день. Но заплатил за это разрушением идеала. Но это явно не равноценный обмен, так нечестно, его обманули. Он-то думал, что выпьет одну бутылочку и ничего страшного, а оказывается тут такие потрясения произошли.
Благодарность Алексею К. за набор текста
Journal information