Есть две равно отупляющие крайности: любовь к России и ненависть к России.
Вернее, не отупляющие, а как бы это сказать? Не обеспечивают настоящего простора для понимания. Полагающие для него предел.
Если человек чувствует, что любит Россию, то истинного понимания её он не достигнет.
Тогда какое же отношение обеспечивает настоящее понимание? Бесстрастие, как у буддистов?
Вовсе нет. Бесстрастие годится только для познания Ничто. Нирваны)))
Первый тезис: любовь - годы прожитые вместе.
Второй тезис: следует вспомнить интересный эпизод из великолепного фильма "Любовь и голуби". На вопрос о любви к мужу Надежда изумляется:
"Вы всё слова какие-то говорите... Кака така любовь? Когда воздуху мне не хватает. В груди прям жгёт... Всю душу выворачивает".
Очевидно. что Надежда без Василия жить не может.
Это и есть настоящее, глубокое отношение. Если человек достиг его, у него будет шанс полностью понять.
Другие дело, что внутренней необходимости может не быть)) И так всё понятно, нутром.
А если человек считает (чувствует, заявляет) что любит Россию - это достаточно простой уровень. Типа, официального патриотизма.
Как официальный патриотизм подпорчен интересами власти, так и понимание России подпорчено любовью к ней.
Главный критерий - может ли он без неё жить.
Это, кстати, любого понимания касается. Не только России.
Ну и добавлю, что любовь к Западу отупляет ещё больше. И вот почему.
Человек начинает смотреть на Россию не как есть, "as is", а с позиции, так сказать, своего идеала. Это примерно то же самое, как быть женатым на одной женщине, искренне любя при этом другую. Понимать первую запала не будет.
Нет никакой разницы между западничеством и антизападничеством.
Принято считать, что антизападничество связано с патриотизмом. А патриотизм с антизападничеством. Предполагается, что это полезно для России, а западничество вредно.
Это неверно..\
Вредно и то, и другое.
Потому что в обоих случаях мы имеем внутреннюю зависимость от Запада.
И еще неизвестно, где она больше.
Но от чего надо зависеть? От самого себя?
Нет.
От идеального себя.
От некоего идеала, к которому стремишься. От того, что будет лучше именно для нас.
В случае с западничеством этим идеалом является Запад. Ну, это понятно.
В случае же антизападничества - не собственный идеал, но отрицание Запада.
Отрицание, отвержение идеалом быть не может.
И западничество, и его антипод препятствуют России понять и сформулировать идеал, к которому должно стремиться.
Они предлагают ложные цели, а само противостояние их - есть ложный выбор.
Journal information