Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

В России невозможна полноценная оппозиция. И политические партии



Некоторые задаются вопросом, почему в странах Запада с самого возникновения политических партий, еще даже не на массовой, а на элитной основе, сразу же складывались или двухпартийные, или многопартийные системы, но при этом в истории европейского буржуазного парламентаризма государствнно-партийные системы, где явно доминирует "партия власти", как у нас неизвестны.

Напротив, везде на Востоке (а также в России) сразу же возникает государственно-партийная система, при этом парламентские модели с двумя или более партиями, попеременно приходящими к власти, не получают распространения.

Исследователи отмечают, что доминантная партия не похожа на жестко организованную многоуровневую политическую машину, скорее она напоминает систему отношений средневекового государства. Разные степени вассалитета, равноправные и неравноправные связи, независимые, полузависимые и всецело подчиненные группы, достаточно быстро перестраивающиеся в своих отношениях с президентом, с кругом его "свояков" (личных приверженцев), создают нестабильную, текучую, пребывающую, с точки зрения стороннего наблюдателя на грани распада, но в действительности весьма прочную и живучую систему.

Для того, чтобы многопартийная система нормально функционировала, граждане должны иметь национальное сознание. У русских же людей сознание местечковое. Они хотят получить выгоду прежде всего для себя.

В России и ещё более на Востоке отношение к власти прежде всего религиозное. Это своего рода божественный дар.
Тем самым формируется чувство уважения и страха по отношению к тому, кто таким даром располагает, и кто распоряжается им.

Любой мелкий чиновник оказывается личностью более уважаемой, чем зажиточный торговец и даже промышленник, так как на служащего непосредственно государственной власти переходит хоть малая толика божественности, властной харизмы.

Ядром государственно-партийной модели является сама верховная власть. Через свою карманную партию власть собирает волю простых граждан и с помощью бюрократии она же их организует.

На Востоке - в том числе и христианском - власть является объединяющим элементом общества, его центром, и экономическим и духовным. Представитель власти - не функционер, а духовный лидер, освящённый религией вождь. Это хорошо было заметно не только в Российской Империи но и в СССР.
Сейчас президент Российской Федерации также пытается сделать себя "помазанником" определённой идеологии, высшим её выразителем и утвердителем. Речь идёт о патриотизме, используемом как идеологией.

Как и все восточные люди, русские воспринимают общественную систему как единое целое. Есть власть и есть всё общество. Наш человек не понимает, как это - деление на партии. Поскольку партийными категориями вообще не мыслит.

У нас партии - это имитация политической жизни западных демократий, своего рода карго-культ. Желание приобщиться к западной жизни, которая также воспринимается как религиозный объект.

Наш западник не просто ценит Запад за его достижения, но ВЕРИТ в него.
Его стремление жить как на Западе носит не столько сознательный, сколько религиозный характер. Любители Запада в России представляют из себя секту, наподобие религиозных фанатиков. Они не только не желают понять основы русской жизни, но даже не имеют такой цели. Для них очевидно, что всё, отличающееся от Запада - неправильное. Такая зашоренность всегда отличала фанатиков от религии.

Русский человек почти не интересуется партийными платформами и идеологией соперничающих партий. Теория его вообще не интересует. Поскольку он отлично знает, что платформа может быть только одна - властная. И партия с любой платформой, придя к власти, тут же её примет со всей неизбежностью.

Поэтому интерес русского человека сконцентрирован на личности кандидата и на личности партийного лидера, которого, по его мнению, этот кандидат представляет.

Русские избиратели не воспринимают своего депутата "слугой народа". Борьба за парламентское кресло в России это всегда борьба за статус в обществе, и статус весьма высокий.

Победивший становится в глазах большей части населения вождем, духовным лидером, и на него переходят те права и обязанности, которые традиционно имел вождь в восточном обществе.

Власть в России имеет мощную историко-культурную подкладку, поэтому, скорее, можно говорить о воздействии на формы адаптации представительной демократии на Востоке специфически цивилизационных моментов, нежели, формационных. Мы внешне копируем Запад, не более того. Наши партии таковыми по сути не являются - это группировки, воющиие за власть, а не представители общества или его части.

Авторитет, который имеет в России власть, является продолжением давней традиции, имеющей свое внутреннее развитие и проявляющееся в виде личного лидерства, харизматического наследственного правления, государственно-партийной системы.

На Западе религиозного отношения к власти нет. Там управление государством представляется своего рода ремеслом, сопряженным с большой ответственностью и немалыми возможностями, для злоупотребления имеющимися в руках управляющих средствами. Специфика рационально-материалистического видения мира позволяет западному человеку уверенно полагаться на собственные силы и пребывать в счастливом убеждении, что он нужнее государственной власти, чем она ему.

Власть у европейца вызывает подозрение и довериться ей до конца он боится. Вся система законодательной власти в западных парламентских системах призвана контролировать исполнительную власть. Выборы, партии, парламент оказываются, прежде всего, институтами контроля над властью, находящимися вне нее, но в то же время через себя ее реализующими. Партия приходит к власти и через некоторое время уходит от нее, не превращая ее в свою «вотчину». Власть как бы на время соединяется с нею, но затем, так же легко, разъединяться и сочетаться с иной партией.

Политические партии как на Западе могут возникнуть на определенном этапе существования общества, когда власть лишается религиозного ореола и общество ощущает потребность в ином, помимо бюрократического канале, соединяющем массы с государственной властью.

Насильственное внедрение институтов представительной демократии в социально незрелой России породило такие специфические формы как партии власти (то есть доминирующие в парламенте), личностные ориентации, стремление к консенсусу, иерархичность, рабская приверженность харизматическим лидерам. Мы обречены иметь систему, где одна и та же партия, сросшаяся с административным аппаратом, постоянно побеждает на выборах. А точнее - организует их так, чтобы иметь гарантированную победу.

Наша оппозиция не конкурирует с приверженцами власти. Предлагая, например, модель продуманных реформ и борясь за голоса избирателей. Это невозможно, потому что русский избиратель не умеет сравнивать и выбирать различные модели. Если здоровой конкуренции нет в головах большинства граждан, то не будет её и в политике.

"В демократических государствах оппозиция — естественный элемент политической системы. Она действует открыто, имеет собственные средства массовой информации, располагает реальными рычагами влияния на политику официальных властей и является одним из проявлений политического плюрализма. При этом оппозиционность в условиях политической свободы редко выходит за рамки, допустимые законом..."
У нас то, что называют оппозицией никакими реальными рычагами влияния не располагает. Но тогда она таковой не является.

В силу всего изложенного, у нас не может быть конструктивной оппозиции. Организованной в партию, имеющей разработанную программу, борющуюся за голоса избирателей... Большинству избирателей оппозиция вообще не нужна. В их картину мира не вписывается здоровое соперничество разных партий. Впрочем, оно не вписывается и в нашу жизнь. Русский человек может сколько угодно ругать власть, но примкнуть к оппозиции для него - то же самое, что для верующего бросить единую истинную церковь и примкнуть к секте.

Оппозиция в такой системе - просто группа людей, стремящихся к власти. Субъективно она считает, что действует во благо Отечества и кардинально отличается от ныне имеющих власть. Это не более чем заблуждение. Придя к власти, "оппозиция" неизбежно позабудет о своих обещаниях и будет вести себя в соответствии с той самой историко-культурной подкладкой.

(При работе над текстом использованы формулировки из статьи Л.Х. Матакбаевой "Специфика формирования партийно-политических систем стран Востока")
Tags: Восток - Запад, политика, проблема развития, феномен власти
Subscribe

  • Урезанная система человеческих прав

    Концепция прав человека предполагает наличие гражданского сознания. Признание и уважение прав других. Вообще всех. В системе выживания нет…

  • Карго-культ, как он есть

    1. На Западе гражданское общество/сознание => люди выходят на протестные акции. В России выходят на протестные акции => у нас есть/может…

  • (no subject)

    В России норма важнее свободы. В Европе свобода важнее нормы.

Buy for 500 tokens
Номер карты Сбера: 4276 7212 6680 0671 Карта Qiwi: 4693 9575 5957 3030 ЮMoney 4048 0250 0064 1608 ВТБ24 4893 4702 9762 1986 (Я пользуюсь картами моих друзей, Сбер - Алексей Николаевич Ф, остальные Елена Дмитриевна К.)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments