
Почему массовое церковное сознание "назначило" Бога господином мира?
Для обывателя невыносима мысль о человеческой свободе.
Точнее - об абсолютной свободе.
Потому что она связана со столь же абсолютной ответственностью.
Конечно, всем нравится свобода в смысле "что хочу, то и ворочу".
Но всегда есть "запасной вариант" - если понаделаешь глупостей (в мы их делаем с невероятным разнообразием и в невероятных количествах) всегда можно попросить хорошенько Владыку Всего, и Он, глядишь, простит грешки. Поскольку Бог есть Любовь, и всё такое.
Есть такая надежда. Теплится где-то в глубине души. Ею и живём.
Уютно жить, когда знаешь, что о тебе заботится некто Всемогущий.
И вообще, отвечает именно Бог, а не ты. Несёт, так сказать, высшую ответственность.
Если же принять, что Бог сделал людей полностью свободными, отвечающими за самих себя, то жить будет трудновато. В психологическом смысле.
Допустим, я совершаю грех, достаточно серьёзный. Если нет Всепрощающего Бога, к Которому можно обратиться, то ведь мне придётся всё жизнь потом мучиться. Совесть заест. А так можно договориться - авось, грех будет прощён. Тем, Кто имеет ПРАВО. Тем, кто может ВСЁ.
Представляете, насколько тяжелее, когда знаешь, что прощения нет?
Чрезвычайно красивый логический пируэт. Совершаешь грех по отношению к другому человеку, ан глядь, тебя прощает Некто на стороне. И, главное, совесть спокойна!
Если Бог есть - то уже нет греха. Как нет и совести. Этом момент раскрыт в отдельном тексте (https://kot-begemott.livejournal.com/3075832.html).
Излюбленное заблуждение христиан, что совесть - как бы "продукт" Бога. Типа, благодаря Богу она в нас есть. Интериоризовалась, выражаясь языком поздней советской психологии.
Всё в точности наоборот. Прощающий Бог, точнее это самое свойство прощать - "продукт" нашей совести. Придумали концепцию Всепрощающего и Любящего исключительно для облегчения её. Людям ведь чудо подавай. "Чудо, тайна и авторитет".
Бог, конечно, существует. И даже любит. Только совсем в другом смысле.
Обывателю об этом лучше вообще не знать.
Когда я в самом первом тексте, опубликованном в Сети, доказал - с расписыванием психологических механизмов - что исключительно трудно, практически невозможно встретить любовь через сайты знакомств, комментаторши обвинили в том, что я лишаю людей надежды. А зачем они живут надеждами? Нужно понимать свою проблему и искать способы её решения. Нужно действовать. К чему выдумывать несуществуюшее?
Столкнулись две жизненные парадигмы. Самостоятельность и достижение - и жизнь одними чувствами. Почему именно женщины верят в порчу и сглаз? Почему именно женщины посещают салоны по приворотам-отворотам? Потому что именно женщинам нужно, чтобы ими занимался кто-то другой. Некие всемогущие силы. Заплатил денежку ворожее - и всё получилось. Помолился - и Бог простил. Механизм один и тот же.
Церковное сознание психологически является "женским". Здесь решительно то же самое. Людям нужна надежда, причём в глобальном смысле. Никто не хочет судить самого себя. Куда удобнее, когда судить будет некто Всемогущий и Любящий. Кому всецело доверяешь. В кого веришь и надеешься. Уж Он-то рассудит милосерднее всего...
В христианстве даже есть устойчивое выражение - "облегчить совесть". Никто не задумывается - это, вообще, как?! Зачем?
Есть и ещё один момент, который заставляет людей верить в такого все-попечительного Творца.
Боязнь смерти. Смерти боятся все.
Наличие Бога, Которого можно упросить позаботиться о комфортной загробной жизни, весьма способствует борьбе с этим страхом. Отсюда - выдумки про рай и ад. Ну и далее, про светлые кущи, блаженстве на лоне Авраамле или поджаривание на сковородках.
Ну а если Бог может даже такое, то почему бы не помогать нам и при жизни?
Чтобы мы поимели хороший финал? Он нас создал, вот пусть и отвечает. Сам виноват!
Отсюда вера в Бога как Вседержителя. Отсюда же - вера, что с Христом началась новая, особенная эпоха, люди были прощены, и всё такое. В общем, annuit coeptis novus ordo seclorum. Теперь есть Кому молиться. Удобно, чёрт возьми!
Конечно, фразу Христа "А́зъ е́смь лоза́, вы́ же ро́ждiе: и́же бу́детъ во мнѣ́, и а́зъ въ не́мъ, то́й сотвори́тъ пло́дъ мно́гъ, я́ко безъ мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же" (Ин. 15:5) - тут же истолковали во "вседержительном", а не нравственном смысле.
Ну и в обоснование - все последующие построения: если Церковь создана Богом и вообще она не только земная, но и небесная, то своим "соборным сознанием" ошибаться не может. Раз все восхотели надеяться, стало быть, есть во что. Ею же рулит Сам Бог! Или нечто появится в результате всеобщей надежды. Церковь земная вполне себе рулит небесной. Бо речено еси: "ели́ка а́ще свя́жете на земли́, бу́дутъ свя́зана на небеси́: и ели́ка а́ще разрѣшите́ на земли́, бу́дутъ разрѣше́на на небесѣ́хъ" (Мф.18:18).
Рай и ад, конечно, существуют. Только совсем в другом смысле. Прощения нет. Обывателю вообще лучше не знать об этом.
Journal information