"Сейчас у друга в ФБ прочитала воспоминание о печальной «Чёрной курице» Погорельского, и сама вспомнила.
Недавно одна знакомая мне рассказала, что она отговаривала свою дочь читать сборник рассказов Сетона-Томпсона и книгу «Белый Бим - Чёрное ухо» Троепольского. Мол, задали по внеклассному чтению книги о животных, та, дурочка, и выбрала. Знакомая сетовала на то, что эти книги эксплуатируют эмоции и вообще заставляют детей «слишком переживать».
И действительно, довольно часто сталкиваюсь с похожим мнением ко многим подобным произведениям и конкретно к этим. Что «Белый Бим» - «заставляет плакать» и «нужно расстрелять того, кто заставляет читать эту книгу в детстве» и вообще читать её негоже, ибо вызывает слишком сильные горькие слёзы и заставляет сопереживать.
А оглядываясь вокруг, внезапно, осознала, что действительно в книгах и фильмах люди старательно начинают избегать эмоциональных перегрузок. Например, так же часто достаётся фильму Элема Климова «Иди и Смотри», за то, что «невозможно смотреть без слёз» и «заставляет лить слёзы, переживать». И люди сетуют на такие фильмы и книги, что они, заставляя сопереживать героям, вредны и терзают детские сердца и души. Что всё это лишь пустая эксплуатация эмоций и ребёнок не должен плакать над книгой или фильмом.
Я не берусь анализировать всерьёз, но в последнее время кинозалы да, заполнили пластиковые поделки, где сопереживать априори не получится, как бы ты не старался, там если не деус в машине, так рояль в кустах заиграет и всё будет пластиково-хорошо.
С другой стороны, появляются книги и фильмы – где гэбня-гэбня и корабли в кисель кого-то по глади воды месят, месят...
Ну, вот так дико, неумело, неуклюже, вдруг появляется описание какого-то явно трагического случая, и при этом всё равно - да, плакать сии описания не заставляют.
Интересно, в чём проблема? Действительно вырастает новое поколение «снежинок», которые могут растаять от сильных эмоций или просто дело в данных книгах, раз такие отзывы имеют место быть?"
https://www.facebook.com/mariamaria77777777777/posts/3905804582799210
- Тема страдания, а тем более, смерти абсолютное табу в сегодняшней культуре. "Ты создан для наслаждения и удовольствия м даже если болят зубки, то наша паста быстро избавит тебя от страданий" . Зритель - читатель - одна обобщённая "домохозяйка", она довольствуется картонными сюжетами на сопливых верёвочках договорённостей - мы не сделаем тебе больно, немножечко потерзаем, но понарошку, а ты досмотришь наше кыно и рекламу.
- Да, стремительно движемся по пути искусственной подмены. И самое неприятное здесь то, что люди принимают новые правила игры. Однажды меня потряс не столько абсолютно бездарный фильм с пластмассовыми страстями, сколько неподдельно искренняя реакция подростков в кинозале. Они плакали и слёзы их не были пластмассовыми. Т.е. растёт поколение уже привыкшее к суррогату.
- я сталкиваюсь тут (имеется ввиду вокруг себя) с людьми, которых заставили сопереживать. И те сопереживали, плакали, а потом возненавидели эти книги за доставленное неудобство. За собственные слёзы. За то, что вызвали такой душевный отклик....Так и звучит "они заставляли меня плакать". Перекладывание некой ответственности. Мол, эта реакция вынужденная. Мне жилось так спокойно, а тут мне стало жалко собаку. Гадкая книга, как она могла!
- С точки зрения тщательно выстраиваемого и культивируемого "общества потребления", все это - лишние эмоции. Они заставляют людей переживать настоящие чувства и думать. Поэтому их старательно вымарывают из истории и вытравляют из человеческих душ.
- Когда на своей шкуре ощутил - что такое рука друга, буквально вытаскивающего тебя за ремень из пропасти, волокущего тебя по снежной горной пустыне, понял - ты непобедим, когда не один. И цели благие появляются мгновенно - обеспечение безопасности своего племени в узком или широком смысле. Любовь, вера, добро, справедливость - не высокие слова, а цель и методы. Инструкция по выживанию. Не себя, любимого, а всех твоих соплеменников. Ну, и конечно уровень жизни. Иначе зачем выживать?
- Такие произведения нужны в детстве, как прививки от злобы мира. После них черта между добром и злом становится осязаемой.
- Убийство в человеке переживаний ведет к статистическим отношениям к жизням. Много-мало. Выгодно-невыгодно. Культивирование продажности.
- Вы просто должны понимать, что у людей младших поколений сдвинулись приоритеты. Им больше не нужно пытаться выжить физически, им нужно пытаться выжить морально. У нас с этой стороны было попроще - четкая отработанная идеология равенства и братства и взаимопомощь в сложных условиях жизни , а сейчас - жесточайшая конкуренция и полная взаимонемощь, но условия жизни приемлемые . На них меньше отвлекаешься, а значит упор на моральную или психологическую сторону гораздо больше. Потому они гораздо быстрее закрываются или приобретают девиации, или душевные травмы и всё такое, что нам кажется хламом по сравнению с нами.
- Проблема в серьезном информационном перегрузе именно негативом. Отовсюду льется этот ужас: телевидение, интернет, соцсети. Конечно, люди хотят расслабиться и отдохнуть! Хотя бы с фильмом или книгой. Потому что если ещё и здесь читать не "пластиковую поделку", а про этого вот Бима, после которого повеситься хочется, то с ума сойти можно.
- Белый Бим - что книга, что фильм - реально стали такой травмой в детстве, что всю взрослую жизнь я избегала любого упоминания. С другой стороны, человек, который это читал в детстве, имеет более высокий уровень эмпатии и не станет мучить животных. Поэтому есть такое слово - надо. Для воспитания чувств. Иди и смотри - тоже надо. Как профилактика. Но очень тяжело. Себя как читателя и зрителя ловлю на том, что избегаю тяжелого материала. Возможно, потому, что мне новостей хватает:).
Journal information