Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Россия vs Австрия. Выживание vs развитие


Я уже достаточно давно и регулярно... слышу упрёки/пожелания насчёт того, что непродуктивно сравнивать историю России с историей "нормативных" западных стран типа Франции и Англии, а стоило бы её сравнивать, например, с историей империи Габсбургов или Османской империей, это, дескать, более релевантно. Насчёт Турции - особая статья, всё-таки исламская страна. А вот про Габсбургов попробую сейчас набросать несколько штрихов, наглядно показывающих принципиальную разницу между двумя империями.

1. Первые императоры из династии Габсбургов "не располагали прочной основой даже внутри собственных владений" (Медведева К.Т. Австрийские Габсбурги и сословия в начале XVII века. М., 2004. С. 15), т.е. в самой Австрии, где каждая земля имела свой ландтаг, а родственники императора (напомним, выборного) нередко оспаривали его решения. Понятно, почему австрийский барон фон Герберштейн так удивлялся московским порядкам.
Весьма показательна история отстранения от власти императора Рудольфа II, который вызвал против себя общее движение сословий Венгрии, Австрии и Моравии. Её хорошо сравнить с одновременной Смутой в России, вроде бы ситуации похожие, но разница принципиальная. В австрийском случае чётко видны явно выраженные политические субъекты - сословия и религиозные группы, отстаивающие свои права как норму в борьбе с законным императором. В итоге они добиваются своего: "Союз австрийских, венгерских и моравских сословий оказался силой, с которой Габсбурги не смогли справиться и были вынуждены пойти на серьезные уступки" (Медведева К.Т. Указ. соч. С. 258). В России социальные группы приходят в движение только после кризиса законной власти, с ликвидацией кризиса восстанавливается прежняя самодержавная система власти.

2. Итогом Тридцатилетней войны в империи Габсбургов становится равенство между католиками, лютеранами и кальвинистами. В случае перехода подданного того или иного князя в иную, чем у последнего, конфессию, за подданным оставалось право на эмиграцию с шестимесячным сроком для отъезда и с сохранением прав диссидента на его движимое и недвижимое имущество (см.: Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555 - 1648. СПб., 2002. С. 320 - 321). Ср. с положением старообрядцев в России. На фоне тихого угасания Земских соборов в конце 17 в. мы видим новый взлёт деятельности рейхстага.

3. Для начала 18 в. исключительно интересно сравнить совершенно самовластный стиль принятия петровского указа о престолонаследия и введение Прагматической санкции (тоже новой системы престолонаследия) в империи Габсбургов. То, для чего российскому императору понадобился лишь простой росчерк пера, от императора германского потребовало огромных усилий: "…санкция была не одним, а целой серией документов, провозглашавших новый порядок наследования (от имени императора) и выражавших согласие с этим порядком (от имени сословных собраний отдельных габсбургских земель)…" (Шимов Я. Австро-Венгерская империя. М., 2003. С. 125). Император Карл VI принял новый закон в 1713 г., только в 1732 г. его одобрил рейхстаг империи (кроме представителей Баварии и Саксонии).

4. В конце 18 в. любопытно посмотреть на реакцию сословий Австрийской империи на реформы Иосифа II - не только в Венгрии, где местное дворянство вообще пригрозило переходом в прусское подданство, но и в самой Австрии, где могла выйти в свет брошюра с названием "Почему император Иосиф не любим своим народом?" (см.: Шимов Я. Указ. соч. С. 170). И коронованный реформатор на пороге смерти был вынужден отступить. Можно ли найти этому аналог в екатерининской России, не говоря уже о павловской?

5. С 1811 г. Австрии действовало Всеобщее гражданское уложение, гарантировавшее подданным императора внесословное равенство граждан в частном праве ("Каждый человек, являясь наделенным разумом существом, обладает правами с момента рождения, и потому его следует рассматривать как личность") и равенство граждан вне зависимости от их вероисповедания. Нечто подобное было в России Александра I и Николая I?

6. Наконец, 1867 г. - создание Австро-Венгрии, конституция, парламент (точнее два), легальные политические партии. К этому Россия приходит только в 1905 г.

Так что не вижу я в истории империи Габсбургов (во всяком случае, в сфере взаимоотношений власти и общества) ничего близкого к истории России, австрийский опыт совершенно вписывается в общеевропейский контекст, где всегда важнейшую роль играл концепт неотъемлемых прав подданных...

Комментарий: В России "оппозиционное общественное мнение выражалось существенно иначе. Публичный протест дворянских собраний или брошюра "Почему император Александр не любим своим народом?" были невозможны. "

C. Сергеев, ФБ
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4271530662891589&id=100001040921427
Tags: Восток - Запад, история, цитаты
Subscribe

  • Результаты эксперимента, в котором мальчики и девочки учились раздельно

    Уже в садике мальчики и девочки играют в разные игры, мыслят по-разному. А в школе требования для них будут одинаковыми. В школе № 34 Свердловской…

  • Пушкин ошибается

    Отнюдь не "сладостное внимание женщин, почти единственная цель наших усилий" ("Арап Петра Великого"). Женщины - вторичное, поверхностный уровень.…

  • Интуиция

    Как-то зашел к одному своему приятелю, мы вместе с ним выходили из дома, и вот, выходя, он взял щетку и провел по ботинкам. Вдруг жена в слезы. Я…

Buy for 500 tokens
Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900 Карта ВТБ-24: 4893 4704 7283 6532 Карта Qiwi: 4693 9575 5957 3030 Яндекс/ЮMoney: 5106 2180 3216 2927 (счёт 410011324008123)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment