Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Чернь, Честь и Христианство


...И черни презирай ревнивое роптанье;
Она не ведает, что дружно можно жить
С Киферой, с портиком, и с книгой, и с бокалом;
Что ум высокий можно скрыть
Безумной шалости под легким покрывалом.

Пушкин

...Жид мне смел
Что предложить! Дай мне стакан вина,
Я весь дрожу... Иван, однако ж деньги
Мне нужны. Сбегай за жидом проклятым,
Возьми его червонцы. Да сюда
Мне принеси чернильницу. Я плуту
Расписку дам. Да не вводи сюда
Иуду этого... Иль нет, постой,
Его червонцы будут пахнуть ядом,
Как сребреники пращура его...

Пушкин


Всe размышляя над тем смыслом, который вкладывает Пушкин в понятие "чернь" (например, "светская чернь") пришел к следующему выводу. Принципиальная особенность черни - она ставит ту или иную выгоду (материальную или моральную) выше, чем понятия чести - личной, семейной (родовой) и сословной.

Причем можно говорить и о выгоде эмоциональной. Например, обращая внимание наших спутников на смешную особенность случайного прохожего, желая тем самым вызвать смех или улыбку, мы обретаем некий эмоциональный капитал (этим особенно грешат молодые девушки). Не догадываясь при этом, что тем самым бесчестим не только прохожего, но и самих себя. А вот в ХIХ веке об этом знали: не только за прямые оскорбления, но и за простые насмешки стрелялись, а потому были воздержаны на язык.

Именно эта приверженность какой-либо выгоде и готовность жертвовать ради нее своей честью объединяет людей самых разных сословий - простых мещан, крестьян, богатых господ в одну категорию и отличает чернь от иных людей. От людей чести. Выгоду эти последние тоже любят, но жертвовать своей честью ради неё не будут. Достаточно вспомнить показательный диалог молодого аристократа и еврея-ростовщика из «Скупого Рыцаря» Пушкина. Еврей, натурально, предлагает сыну отравить отца, чтобы овладеть огромным его состоянием, чего граф с негодованием отвергает, ссылаясь на фамильную честь.
Далее, старый граф также имеет понятие личной чести - он готов стреляться в ответ на оскорбление. Не понял он лишь того, что его скупость вошла в противоречие в общерыцарским пониманием семейной чести. То, что он держит сына в совершенной нищете, бросает тень на его честное имя и на честь всего рода, которым сын был наследником. Так в пушкинской коллизии пересеклись между собой сословные, родовые и личные понятия чести.

Впрочем, есть ещe и национальная честь, честь нации. Когда нас возмущает оскорбления в адрес России и русских, и мы готовы ответить на это оскорбление и призвать к ответу оскорбителя. Я всe время хотел сформулировать, что же именно во мне оскорбила фраза, небрежно брошенная Маргарет Тэтчер: "Россия? Это Верхняя Вольта с ядерными ракетами". Только теперь понял:)

Наконец, есть честь религиозная, когда болезненно реагируют при оскорблениях в адрес веры. Мусульмане были правы, когда возмутились датскими карикатурами.
Честь всегда связана с именем. Имена "Ислам", "Аллах", "Коран", "Пророк Мухаммед" являются для мусульман святыми, и выступив в ответ на оскорбление, они продемонстрировали настоящее религиозное чувство. Чувство чести, связанное с их религией. Мусульмане не дали покорно и смиренно бесчестить их веру.
Религиозная честь чаще всего над-национальна, и потому на публикацию оскорбительных карикатур отозвались мусульмане самых разных наций.
Занятно, что западные люди и иже с ними, стремительно теряющие какие-либо виды чести, растворяя остатки еe в таких вещах как "свобода личности", "права человека" и "толерантность", интерпретировали выступления мусульман как проявление недоразвитости. Между тем дело обстояло как раз наоборот - в истории с карикатурами мусульмане оказались духовно выше, и даже человечнее европейцев. Они защищали честь своей веры. А это, что ни говори, очень высокое чувство. В отличие от западной "толерантности", уходящей своими корнями в сатанизм (так как религия толерантности обслуживает потребность в могуществе и богатстве).

Новизна учения Христа в том, что оно, по сути дела, подразумевает общую честь для всего человечества, хотя само слово "честь" в Евангелии не фигурирует. Православные авторы тщетно пытаются связать понятие чести с гордостью, неотъемлемым свойством дьявола, но это так потому, что они путаются в различных видах и проявлениях чести. Человек без чести не бывает, как не бывает человек без имени (первое имя появилось уже у Адама). Там где есть имя собственное, всегда наличествует его честь - при условии, что она не была утеряна. Честь сама по себе никак с грехопадением не связана, она связана с именем. И при грехопадении человек утратил нечто иное, чем имя.

Адам, изгнанный из Эдема, утратил высшую свою честь - точно так же, как утрачивает её девушка, переспав с мужчиной вне законного брака. В определённом смысле, Адам с Евой "переспали" со змием. По крайней мере, факт утраты чести тут налицо. Характерно, что после грехопадения Адам и Ева прикрывают срамные места повязками из листьев - они чувствуют, что обнажение их является бесчестием.

Нагота вообще является бесчестьем для человека, так как фокусирует взгляд не на внешнем его образе (выражении лица, например), а на нескромных деталях его плоти. Достаточно вспомнить показательный эпизод из Книги Бытия: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан..." (Быт., 9:20-24).
С Богом связана наша душа, а не тело, а стало быть, открытым должно быть именно лицо, как зеркало нашей души.

Кстати, именно поэтому в традиционых культурах мужчины до сих пор носят длинные одежды, закрывающие нижнюю часть тела и не выделяющую ноги. И напротив: по мере утраты данной культурой её религиозной чести, её связи с Богом, нагота всё более и более входит в моду. Вспомним древних греков. Да и римлян периода упадка.

Сама по себе честь не связана с гордыней. А вот раздуть гордость из гипертрофированного понимания чести - это запросто. Ну так гордость можно из чего угодно раздуть.

Христианство учит: все люди произошли от Адама, созданы одним Богом; все они прощены в одном общем для всех Христе. А потому, незаслуженно унижая инородца, ты унижаешь сам себя, свою честь как человека-сотрудника Бога. Здесь честь связывается с Творением, и тем самым возводится в абсолют. Это не внешняя честь религии под названием "христианство", как то было у мусульман, но честь всех людей, независимо от их персональных имён и названия их национальности. Все люди Божьи, они несут высшую перед Ним ответственность независимо от национальной принадлежности, их честь -это честь Образа и Подобия Божия. Если в Ветхом Завете запрещали бесчестить родного отца, насмехаясь над его наготою (вспомним уже приведённый эпизод из 9 главы с проклятием Ханаана), то Новый Завет вносит свои коррективы: нельзя бесчестить в первую очередь Бога-Отца: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф., 12:31). Дело не в нашем имени, а в Боге: «Кто скажет брату своему «рака», подлежит синедриону» (Мф., 5:23). Христианство, по сути дела, возвращает нас к первоначальному, эдемовскому пониманию чести как связи с Богом.

В этом смысле все народы равны. Христианство - это религия абсолютной, наднациональной чести, чести Самого Бога. Если дворянина наделяло честью осознание принадлежности к его сословию, то христианина наделяет честью осознание принадлежности Богу, Который есть Любовь. И не только личное, но даже и национальное "я" в христианстве умаляется и уступает Божьему, тем самым обретая новое качество и новую глубину.

Но именно это кое-кому не понравилось. Тем, кто привык считать себя выше всех народов и наций, и для кого проблема различения своих от чужих всегда являлась ключевой. Поскольку всегда способствовала получению какой-то выгоды.
Вот что отличает евреев от многих других национальностей - не только то, что выгоду (материальную) ставят выше, чем личную или родовую честь. Но и то, что во имя идеи собственного превосходства над другими народами они отказались от учения Христова. Тем самым отказались и от Бога, по сути дела поставив на Его место самих себя, своe национальное "я". А одновременно - и выгоду.

Уже в материальном смысле евреи - это абсолютная чернь, так как ставят материальную выгоду выше всего. Если не брать во внимание высшую духовную их элиту. Про которую было сказано «Ваш отец диавол» (Ин., 8:44). Там всё гораздо сложнее.
Но об этом в другой раз.
Tags: Пушкин, богословие, христианство
Subscribe

  • Итак, женская потребность во внимании

    Казалось бы, очевидно: женщина существо эмоциональное, зацикленное на своей внешности. Когда она получает внимание, то потрафляет и тому, и…

  • (no subject)

    Женщин привлекают успешные мужчины. Все думают, что из-за денег. А вот и нифига! Чтобы похвастаться перед подругами. Это важнее денег. Это главное…

  • Ещё про снохачество

    Отрывок из фундаментальной монографии В.Б. Безгин. "Крестьянская повседневность (Традиции конца XIX – начала XX ВЕКА). Полный текст:…

promo kot_begemott february 17, 19:05 8
Buy for 500 tokens
Я её сдавал - это был главный источник доходов, который позволял держаться на плаву. Подробное фото и видео с места пожара у меня ВКонтакте: https://vk.com/igor_v_lebedev Пожалуйста, помогите мне, кто сколько может. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900 (Номер счёта 40817810438117620769).…
Comments for this post were disabled by the author