Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Беда нашей церкви


...в том, что она сама (убежден!) стала вот такой, какая есть. Не стала, но... приросла к аппарату государства.

Когда я разговариваю с другими священниками других епархий, естественно, обсуждая правящих архиереев, я слышу, что такой-то архиерей кого-то не устраивает, потому что он делает все то, что ему говорят власти, и т.д. и т.п., но ведь это совсем не самое страшное. Самое страшное, как зачастую у нас бывает, когда наши же собственные деятели делают гораздо больше, чем власть предписывает. Стараясь угодить, они заходят гораздо дальше, чем официальное предписание требует. Причем, как показал опыт, очень просто отказаться от того, что предписывают.

Вот, очень уж шумная реакция была по поводу решения Собора 61 года. Для людей незнающих говорю, что на этом Соборе священников полностью отстранили от финансово-хозяйственных дел церкви, то есть, по сути дела, их перевели на положение наемников. То есть священники стали наемниками, которым община выплачивает зарплату, сами же они не имеют права, по существующему законодательству, заниматься административно-хозяйственной деятельностью.

Но ведь когда какие-то поборники прав верующих несут за это советскую власть, то забывают о том, что такая же идея была предложена и Грузинской православной церкви, и католической церкви в Литве и Латвии, и старообрядцам, и тем не менее только Русская Православная церковь это приняла. Остальные все сказали, что это не соответствует всем канонам церковной жизни, поэтому неприемлемо. И там этого нет. А у нас есть. Потому что сами приняли — и сами виноваты.

Поэтому я считаю, что неправомерно во всех церковных неурядицах обвинять власть. Власть — это та власть, которая у нас есть, которую мы заслужили. Это известная формула (я уже забыл, чья она там) Конфуция или Гегеля, а возможно, и того и другого, о том, что каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает. Его, это положение, можно вывести из слов апостола Павла о том, что «всякая власть от Бога есть». «От Бога есть» — то есть Бог дал нам то, что мы заслужили. И совершенно неправомерно обвинять власти во всех наших неурядицах. Мы очень многое можем делать в церкви, но не делаем: как бы чего не вышло. И зачастую эта боязнь даже выходит за рамки всяких ограничений.

Вот, скажем, никогда не было ни в каком законе записано о том, чтобы при крещении предъявлялись паспорта, но тем не менее по какой-то команде все послушно это приняли. И вдруг однажды вспомнили, что в законе этого нет, и от этого сейчас отказались. Но это сейчас, когда стало дышать свободнее. А отказаться можно было гораздо раньше, сказать: нет. Это просто иллюстрация. И так очень во многом.

Более того (я мыслю, можно сказать, крамольно), я считаю, что церковь при Сталине была более свободна, чем церковь сегодняшняя. Скажем, в сталинское время было совершенно нормально и никого не удивляло, и проходило очень гладко то, что священник (и даже епископ), выйдя из лагеря, занимал кафедру или приход. Один из ректоров Ленинградской Академии отец Михаил Сперанский, с которым мне довелось быть знакомым, отсидел свой срок, какое-то время прошло, и он стал ректором Духовной Академии. Сейчас это немыслимо. Сейчас немыслимо, чтобы человек, который вступил с конфликт с властью, после этого был принят своими. Свои его не признают.

Кого в этом винить? Власти? Нет. Власть очень последовательна. Причем здесь еще можно быть даже благодарным (по крайней мере в соответствии с аналогичной формулой «хорошо, что коровы не летают») — власть могла бы обойтись гораздо круче с церковью, нежели она обходится. Возьмем Албанию, где просто любое исполнение религиозных обрядов объявили уголовным преступлением, и вообще, я слышал, что если там в свое время заставали какое-нибудь тайное собрание молящихся, их просто расстреливали на месте.

Просто за это время произошла страшная метаморфоза и с епископатом и со священством — они не захотели сами отделиться от государства. То, что государство не захотело отделиться от церкви,— это, конечно, тоже антиконституционно, но это понятнее, чем обратное. Потому что, если государство хочет сохранить свое влияние на церковь,— это объясняется легко и просто, это естественно. Но то, что сама церковь, сами религиозные деятели хотят как-то прилепиться к правящему классу — это абсурдно и антицерковно.

И в этом, я считаю, главная беда нынешних коллизий между церковью и государством. Не отношение государства к церкви, а отношение нашей иерархии к государству. Мы очень легко отказываемся от принципиально важных для церкви позиций, очень легко с них сходим, даже тогда, когда от нас этого не требуют. Я не хотел касаться этой темы, но все-таки ее коснулся, чтобы в дальнейшем повествовании было ясно мое отношение к этой проблеме.

Хотя я должен заметить, что наряду с безусловной гадостью этого Собора 61 года, который поставил духовенство в очень унизительное положение, там были и свои положительные стороны. До 61 года всеми средствами церкви распоряжалось духовенство, почти бесконтрольно. И когда же этот поток денег, этот кран, был перекрыт в 61 году, то церковь одновременно очистилась от очень многих людей, которых, кроме денег, ничего в церкви не интересовало. Тогда была волна отступничества, масса отречений (Дорманский, Дулуман — наиболее знаменитые имена). То есть произошел процесс очищения. В церкви стало служить невыгодно. И они из нее ушли.

Свщ. Михаил Строков
Tags: ecclesia, уитаты, феномен власти
Subscribe

  • Правитель, играющий по правилам

    Спрашивать: "вы за или против Путина?" - значит не понимать, как устроена наша система. Она основана на некоторых базовых принципах. Которые…

  • Suum suique

    "В США полицейский был человеком, которому на слово верил любой судья" (В. Ворожцов, ФБ). Потому что полицейский служит закону. Как и судья. В…

  • (no subject)

    - Да слышали мы, слышали про этот "особый путь России". - Слышали. Да не от тех, кто знает.

Buy for 500 tokens
Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900 Карта ВТБ-24: 4893 4704 7283 6532 Карта Qiwi: 4693 9575 5957 3030 Яндекс/ЮMoney: 5106 2180 3216 2927 (счёт 410011324008123)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments